МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования науки и молодежной политики Краснодарского края муниципальное образование Кущевский район МБОУ СОШ №26 им.Макового Н.Н. МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬ НОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬ НАЯ ШКОЛА № 26 ИМЕНИ МАКОВОГО Н.Н. Подписано цифровой подписью: МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 26 ИМЕНИ МАКОВОГО Н.Н. Дата: 2024.01.19 15:23:33 +03'00' УТВЕРЖДЕНО Директор ________________________ Т.П.Акименко Протокол №1 от «31» 08 2023 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «Разговор о профессиях» Х.Средние Чубурки, 2023г. 1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ "РАЗГОВОР О ПРОФЕССИЯХ" Примерная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Разговор о профессиях» разработана в соответствии с требованиями ФГОС ООО, на основе примерной основной образовательной программы основного общего образования (сайт www.fgosreestr.ru), с учетом примерной программы воспитания (сайт www.fgosreestr.ru), в соответствии с письмом министерства образования, науки и молодежной политики Краснодарского края от 13.07.2021 № 47-01-13-14546/21 «О составлении рабочих программ учебных предметов и календарнотематического планирования». Курс реализуется в социальном направлении внеурочной деятельности. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Цель курса: Развитие познавательных способностей учащихся на основе создания максимально разнообразных впечатлений о мире профессий. Задачи (познавательные, воспиательные, развивающие) • • • познакомить обучающихся с разнообразием мира профессий; формировать конкретно-наглядные представления о существенных сторонах профессии; развивать интеллектуальные и творческие возможности детей. МЕСТО УЧЕБНОГО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ Курс «Разговор о профессиях» направлен на решение задач воспитания и социализации школьников: В области формирования личной культуры: - формирование способности к духовному развитию, реализациитворческого потенциала в учебно-игровой, предметнопродуктивной, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования, самовоспитания и универсальной духовно-нравственной компетенции — «становиться лучше»: - формирование основ нравственного самосознания личности (совести) — способности младшего школьника формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам; - развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремлённости и настойчивости в достижении результата. В области формирования социальной культуры: - развитие навыков организации и осуществления сотрудничества спедагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем; - укрепление доверия к другим людям; -развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания других людей и сопереживания им. 2 В области формирования семейной культуры: - формирование у обучающегося уважительного отношения к родителям. На реализацию курса «Разговор о профессиях» в 5 классе отводится 34 ч в год (1 час в неделю). СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ "РАЗГОВОР О ПРОФЕССИЯХ" № п/п Тема Кол-во Содержание часов 1 Введение 1 Разминка. Проблемная ситуация: зачем человек трудится? Понятия: «труд», «профессия». Игра «Собери пословицу о труде». Презентация. Проблемная ситуация: какие профессии ты знаешь? Мини-рассказ учащихся о некоторых профессиях. 2 Профессии 7 Экскурсия в школьную библиотеку. «Человек Разминка. Кто такой учитель? Проблемная человек» ситуация: каким должен быть учитель? Сценка «На уроке». Конкурс загадок на тему «Школа» . Беседа о любимых воспитателях, выявление главных их качеств. За что можно не любить воспитателя, учителя, человека. От каких качеств надо избавляться с детства. Знакомство с профессией врача. Беседа со школьным врачом. Пресс-конференция со школьной медсестрой. Сюжетно-ролевая игра «В больнице». Презентация «Халат врача, аптечка». Беседы с представителями профессий. Экскурсия на почту. Знакомство с профессией продавца 3 Профессии 6 Знакомство с профессией архитектора, «Человек скульптора, строителя. Беседа о предмете художественный деятельности. Разминка «Восприятие образ» информации на слух и её запоминание». Знакомство с профессией пекаря. Экскурсия на пекарню. Знакомство с профессией повара. Интервьюирование школьного повара. Познавательная игра «Русская хозяюшка». Урок-аукцион «Скатерть самобранка». Беседы с представителями профессий. 4 Профессии 7 Знакомство с профессией водителя. Устные «Человек рассказы детей об известных им машинах. техника» Маршрутная карта водителя. Игра «Запомни и воспроизведи!» (на развитие моторной памяти). Знакомство с профессиями пожарного, пилота, машиниста. Беседы с представителями профессий 3 5 Профессии «Человек – знаковая система» 5 6 Профессии «Человек природа» 6 7 Заключение 2 Знакомство с профессиями бухгалтера, программиста, картографа. Беседы с представителями профессий. Чтение карт, защита работ Знакомство с профессиями цветовода, агронома, селекционера –овощевода, лесничего, егеря. Беседы с представителями профессий. Уход за комнатными растениями. Защита мини-проектов «Профессии моих родителей». ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ "РАЗГОВОР О ПРОФЕССИЯХ " Результатом обучения по программе должны стать: Личностные: У обучающегося будут сформированы: положительное отношение к процессу обучения, к приобретению знаний и умений, стремление преодолевать возникающие затруднения; осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества с ориентацией на проявление доброго отношения к людям, уважения к их труду, на участие в совместных делах, на помощь людям, в том числе сверстникам; умение выделять нравственный аспект поведения, соотносить поступки и события с принятыми в обществе морально-этическими принципами; У обучающегося могут быть сформированы: стремление к саморазвитию, желание открывать новое знание, новые способы действия, готовность преодолевать учебные затруднения и адекватно оценивать свои успехи и неудачи, умение сотрудничать; стремление к соблюдению морально-этических норм общения с людьми другой национальности, с нарушениями здоровья; Метапредметные результаты освоения программы внеурочной деятельности должны отражать: универсальные учебные действия: регулятивные, познавательные и коммуникативные. Регулятивные, универсальные, учебные действия. Обучающийся научится: организовывать свою деятельность, готовить рабочее место для выполнения разных видов работ; принимать(ставить) учебно-познавательную задачу и сохранять её до конца учебных действий; планировать (в сотрудничестве с учителем, с одноклассниками или самостоятельно) свои действия в соответствии с решаемыми учебнопознавательными, учебно-практическими, экспериментальными задачами; действовать согласно составленному плану, а также по инструкциям учителя; контролировать выполнение действий, вносить необходимые коррективы (свои и учителя); оценивать результаты решения поставленных задач, находить ошибки и способы их устранения. Обучающийся получит возможность научиться: оценивать своё знание и незнание, умение и неумение, продвижение в овладениитем или иным знанием и умением по изучаемой теме; ставить учебно-познавательные задачи перед выполнением разных заданий;- проявлять инициативу в постановке новых задач, предлагать собственные способы решения; 4 адекватно оценивать результаты учебной деятельности, осознавать причины неуспеха и обдумывать план восполнения пробелов в знаниях и умениях. Познавательные: Обучающийся научится: осознавать учебно-познавательную, учебно-практическую, экспериментальную задачи; осуществлять поиск информации, необходимой для решения учебных задач,собственных наблюдений объектов природы и культуры, личного опыта общения с людьми; понимать информацию, представленную в вербальной форме, изобразительной,схематической, модельной и др., определять основную и второстепенную информацию; применять для решения задач (под руководством учителя) логические действияанализа, сравнения, обобщения, классификации, установления причинноследственных связей, построения рассуждений и выводов; наблюдать и сопоставлять, выявлять взаимосвязи и зависимости, отражатьполученную при наблюдении информацию в виде рисунка, схемы, таблицы; - использовать готовые модели для изучения строения природных объектов и объяснения природных явлений; осуществлять кодирование и декодирование информации в знаковосимволической форме. Обучающийся получит возможность научиться: сопоставлять информацию из разных источников, осуществлять выбордополнительных источников информации для решения исследовательских задач, включая Интернет; обобщать и систематизировать информацию, переводить её из одной формы вдругую (принятую в словесной форме, переводить в изобразительную, схематическую, табличную); дополнять готовые информационные объекты (тексты, таблицы, схемы,диаграммы), создавать собственные; осуществлять исследовательскую деятельность, участвовать в проектах,выполняемых в рамках урока или внеурочных занятиях. Коммуникативные: Обучающийся научится: осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменнойформе; аргументировано отвечать на вопросы, обосновывать свою точку зрения,строить понятные для партнёра высказывания, задавать вопросы, адекватно использовать речевые средства для решения задач общения; вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками,осуществлять совместную деятельность в малых и больших группах, осваивая различные способы взаимной помощи партнёрам по общению; допускать возможность существования у людей различных точек зрения,проявлять терпимость по отношению к высказываниям других, проявлять доброжелательное отношение к партнёрам; Обучающийся получит возможность научиться: оперировать в речи предметным языком – правильно (адекватно) использоватьпонятия, полно и точно излагать свои мысли, строить монологическую речь, вести диалог; планировать, сотрудничая с взрослыми (учитель, родитель) и сверстниками,общие дела, распределять функции участников и определять способы их взаимодействия; 5 проявлять инициативу в поиске и сборе информации для выполненияколлективной работы, желая помочь взрослым и сверстникам; уважать позицию партнёра, предотвращать конфликтную ситуацию присотрудничестве, стараясь найти варианты её разрешения ради общего дела; участвовать в проектной деятельности, создавать творческие работы на заданную тему (рисунки, аппликации, модели, небольшие сообщения, презентации). Предметные: В результате изучения курса внеурочной деятельности «Разговор о профессиях» обучающийся должен Знать: основные сферы профессиональной деятельности человека; основные понятия,признаки профессий, их значение в окружающем обществе; предприятия и учреждения населенного пункта, района; основные приемы выполнения учебных проектов. Уметь: оперировать основными понятиями и категориями; рассказывать о профессии иобосновывать ее значение в жизни общества; переносить теоретические сведения о сферах человеческой деятельности нанекоторые конкретные жизненные ситуации; - выполнять учебные проекты. ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ДОСТИЖЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТА Слушание объяснений учителя. Слушание и анализ выступлений своих товарищей. Самостоятельная работа с учебным пособием. Работа с научно-популярной литературой. Отбор и сравнение материала по нескольким источникам. Решение текстовых количественных и качественных задач. Выполнение заданий по разграничению понятий. Наблюдение за демонстрациями учителя. Просмотр учебных фильмов. Анализ графиков, таблиц, схем. Объяснение наблюдаемых явлений. Работа с раздаточным материалом. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ И УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ № Направление проектной Темы проектов п/п деятельности 1 Мини-проект Мир профессий 2 Моя будущая профессия 3 Профессии моих родителей СИСТЕМА ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ Для проверки уровня усвоения учащимися содержания программы предусмотрена организация итоговой викторины, а также защита мини-проектов. 6 ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (1 ЧАС В НЕДЕЛЮ, ВСЕГО 34 ЧАСА) Номер Содержание (разделы, Количество Виды деятельности обучающихся п/п темы) часов Формы деятельности Электронные (цифровые) образовательные ресурсы Введение (1час) 1 Путешествие в мир профессий 1 научатся ориентироваться в мире профессий; определять понятие предмета труда и классифицировать профессии по предмету труда устный опрос https://resh.edu.ru/ subject/lesson/ 3719/train/? ysclid=l9bq2ul7iq8 01825437 экскурсия в школьную библиотеку беседа со школьным врачом защита презентации экскурсия на почту презентация https:// videouroki.net/ video/02klassifikaciyaprofessijchelovekchelovek.html? ysclid=l9bq6t1alb6 6183286 Профессия «Человек – человек» (7 часов) 2 Профессия «библиотекарь» 1 3 Профессия «врач» 1 4 Презентация «Халат врача, аптечка» 1 5 Профессия «почтальон» 1 6 Профессия «продавец» 1 7 Профессия «учитель» 1 научатся ориентироваться в мире профессий; определять понятие предмета труда и классифицировать профессии по предмету труда; определять требования, предъявляемые профессиями к человеку с учетом распределения профессий на типы и классы; выявлять требования, предъявляемые профессиями к физической форме и состоянию здоровья человека Защита презентации 7 8 Диетолог. Формирование здорового 1 образа жизни Профессия «Человек – художественный образ» (6 часов) 9 Что такое архитектура? 1 10 Профессия «строитель» 1 11 Знакомство со зданиями района. 1 12 1 13 Нарисуй дом будущего. Выставка рисунков Профессия «скульптор» 14 Профессия «пекарь» 1 1 научатся ориентироваться в мире профессий; определять понятие предмета труда и классифицировать профессии по предмету труда; определять требования, предъявляемые профессиями к человеку с учетом распределения профессий на типы и классы; выявлять требования, предъявляемые профессиями к физической форме и состоянию здоровья человека мини проект просмотр фильма встреча со строителем экскурсия https:// videouroki.net/ video/04klassifikaciyaprofessijchelovekhudozhestvennyjobraz.html? ysclid=l9bq7k3kli4 66598142 защита рисунков лепка из пластилина, защита работ экскурсия Профессия «Человек – техника» (7 часов) 15 Профессия «водитель» 1 16 Мини проект «Типы машин» 1 17 Профессия «пожарный» 1 18 Игра «Вызов пожарной команды по телефону» Пилот – самый главный в самолете Проект - игра «Лоции на карте» 1 19 20 1 научатся ориентироваться в мире профессий; определять понятие предмета труда и классифицировать профессии по предмету труда; определять требования, предъявляемые профессиями к человеку с учетом распределения профессий на типы и классы; выявлять требования, предъявляемые профессиями к физической форме и состоянию здоровья человека 1 8 встреча с водителем викторина экскурсия в пожарную часть игра встреча с пилотом проект - игра https:// videouroki.net/ video/06klassifikaciyaprofessijchelovektekhnika.html? ysclid=l9bq8kge6o 512643719 21 Профессия «машинист» встреча с машинистом 1 Профессия «Человек – знаковая система» (5 часов) 22 Чем занимается бухгалтер? 1 23 Профессия «программист» 1 Научатся ориентироваться в мире профессий; определять понятие предмета труда и классифицировать профессии по предмету труда; определять требования, встреча с бухгалтером умение работать на предъявляемые профессиями к человеку с учетом распределения профессий на типы и классы; выявлять требования, предъявляемые профессиями к физической форме и состоянию здоровья человека компьютере Научатся ориентироваться в мире профессий; определять понятие предмета труда и классифицировать профессии по предмету труда; определять требования, предъявляемые профессиями к человеку с учетом распределения профессий на типы и классы; выявлять требования, предъявляемые профессиями к физической форме и состоянию здоровья человека 24 Создание компьютерного рисунка 1 25 Картограф 1 26 Работа по изучению и составлению 1 топографических карт Профессия «Человек – природа» (6 часов) чтение карт 27 1 мини проект 28 Чем занимается человек по профессии «агроном» Цветовод 29 Посадка комнатных растений 1 30 Кто бережёт наш лес? 1 31 Профессии «лесничий, егерь» 1 1 9 https:// videouroki.net/ video/03klassifikaciya- защита работы professijchelovekznakovayasistema.html? ysclid=l9bq9algm9 678508812 просмотр фильма мини книжка практическая работа оформление альбома «Берегите лес от пожара!» просмотр фильма https:// videouroki.net/ video/05klassifikaciyaprofessijchelovekpriroda.html? ysclid=l9bqa0bcpz 144352411 32 Селекционер - овощевод селекционером - овощеводом 1 Заключение (2 часа) 33 Профессии наших родителей 1 34 Подготовка и проведение праздника «Все профессии важны, все профессии нужны!» 1 Научатся ориентироваться в мире профессий; определять понятие предмета труда и классифицировать профессии по предмету труда; определять требования, предъявляемые профессиями к человеку с учетом распределения профессий на типы и классы; выявлять требования, предъявляемые профессиями к физической форме и состоянию здоровья человека 10 рассказы родителей представление выбранной профессии на празднике https://resh.edu.ru/ subject/lesson/ 3719/train/? ysclid=l9bqaqcfxe9 40205127 КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ на 2023/2024 учебный год Номер п/п Содержание (разделы, темы) Количество часов Даты проведения План Введение час) 1 Путешествие в мир профессий 1 Электронные (цифровые) образовательные ресурсы Факт (1 07.09 https://resh.edu.ru/subject/lesson/3719/ train/?ysclid=l9bq2ul7iq801825437 Профессия «Человек – человек» (7 часов) 2 Профессия «библиотекарь» 1 14.09 3 Профессия «врач» 1 21.09 4 Презентация «Халат врача, аптечка» 1 28.09 5 Профессия «почтальон» 1 05.10 6 Профессия «продавец» 1 12.10 7 Профессия «учитель» 1 19.10 8 Диетолог. Формирование здорового 1 26.10 образа жизни Профессия «Человек – художественный образ» (6 часов) 9 Что такое архитектура? 1 09.11 10 Профессия «строитель» 1 16.11 11 https://videouroki.net/video/02klassifikaciyaprofessijchelovekchelovek.html?ysclid=l9bq6t1alb66183286 https://videouroki.net/video/04klassifikaciyaprofessij-chelovekhudozhestvennyj-obraz.html? 11 Знакомство со зданиями района. 1 23.11 12 Нарисуй дом будущего. Выставка рисунков Профессия «скульптор» 1 30.11 1 07.12 13 14 Профессия «пекарь» 1 ysclid=l9bq7k3kli466598142 14.12 Профессия «Человек – техника» (7 часов) 15 Профессия «водитель» 1 21.12 16 Мини проект «Типы машин» 1 28.12 17 Профессия «пожарный» 1 11.01 18 1 18.01 19 Игра «Вызов пожарной команды по телефону» Пилот – самый главный в самолете 1 25.01 20 Проект - игра «Лоции на карте» 1 01.02 21 Профессия «машинист» 1 08.02 https://videouroki.net/video/06klassifikaciyaprofessij-chelovektekhnika.html? ysclid=l9bq8kge6o512643719 Профессия «Человек – знаковая система» (5 часов) 22 Чем занимается бухгалтер? 1 15.02 23 Профессия «программист» 1 22.02 24 Создание компьютерного рисунка 1 29.02 25 Картограф 1 07.03 26 Работа по изучению и составлению топографических карт 1 14.03 12 https://videouroki.net/video/03klassifikaciyaprofessij-chelovekznakovaya-sistema.html? ysclid=l9bq9algm9678508812 Профессия «Человек – природа» (6 часов) 1 21.03 28 Чем занимается человек по профессии «агроном» Цветовод 1 04.04 29 Посадка комнатных растений 1 11.04 30 Кто бережёт наш лес? 1 18.04 31 Профессии «лесничий, егерь» 1 25.04 32 Селекционер - овощевод 1 02.05 27 https://videouroki.net/video/05klassifikaciyaprofessijchelovekpriroda.html?ysclid=l9bqa0bcpz144352411 Заключение (2 часа) 33 Профессии наших родителей 1 16.05 24 Подготовка и проведение праздника «Все профессии важны, все профессии нужны!» 1 23.05 13 https://resh.edu.ru/subject/lesson/3719/ train/?ysclid=l9bqaqcfxe940205127