5 Разговор-о-профессиях

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования науки и молодежной политики
Краснодарского края
муниципальное образование Кущевский район
МБОУ СОШ №26 им.Макового Н.Н.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ
БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬ
НОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬ
НАЯ ШКОЛА № 26
ИМЕНИ МАКОВОГО
Н.Н.

Подписано цифровой
подписью:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ
БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ШКОЛА № 26 ИМЕНИ
МАКОВОГО Н.Н.
Дата: 2024.01.19 15:23:33
+03'00'

УТВЕРЖДЕНО
Директор
________________________
Т.П.Акименко
Протокол №1 от «31» 08 2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности «Разговор о профессиях»

Х.Средние Чубурки, 2023г.

1

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ "РАЗГОВОР О ПРОФЕССИЯХ"
Примерная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Разговор о
профессиях» разработана в соответствии с требованиями ФГОС ООО, на основе
примерной основной образовательной программы основного общего образования
(сайт www.fgosreestr.ru), с учетом примерной программы воспитания (сайт
www.fgosreestr.ru), в соответствии с письмом министерства образования, науки и
молодежной политики Краснодарского края от 13.07.2021 № 47-01-13-14546/21
«О
составлении
рабочих
программ
учебных
предметов
и
календарнотематического планирования».
Курс реализуется в социальном направлении внеурочной деятельности.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Цель курса: Развитие познавательных способностей учащихся на основе
создания максимально разнообразных впечатлений о мире профессий.
Задачи (познавательные, воспиательные, развивающие)
•
•
•

познакомить обучающихся с разнообразием мира профессий;
формировать конкретно-наглядные представления о существенных
сторонах профессии;
развивать интеллектуальные и творческие возможности детей.

МЕСТО УЧЕБНОГО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Курс «Разговор о профессиях» направлен на решение задач воспитания и
социализации школьников:
В области формирования личной культуры:
- формирование
способности
к
духовному
развитию,
реализациитворческого потенциала в учебно-игровой, предметнопродуктивной, социально ориентированной деятельности на основе
нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования,
самовоспитания и универсальной духовно-нравственной компетенции —
«становиться лучше»:
- формирование основ нравственного самосознания личности (совести) —
способности младшего школьника формулировать собственные
нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль,
требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную
оценку своим и чужим поступкам;
- развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей,
целеустремлённости и настойчивости в достижении результата.
В области формирования социальной культуры:
- развитие навыков организации и осуществления сотрудничества
спедагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении
общих проблем;
- укрепление доверия к другим людям;
-развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости,
понимания других людей и сопереживания им.
2

В области формирования семейной культуры:
- формирование у обучающегося уважительного отношения к родителям.
На реализацию курса «Разговор о профессиях» в 5 классе отводится 34 ч в год (1
час в неделю).
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
"РАЗГОВОР О ПРОФЕССИЯХ"
№ п/п
Тема
Кол-во
Содержание
часов
1
Введение
1
Разминка. Проблемная ситуация: зачем
человек трудится? Понятия: «труд»,
«профессия». Игра «Собери пословицу о
труде». Презентация. Проблемная ситуация:
какие профессии ты знаешь? Мини-рассказ
учащихся о некоторых профессиях.
2
Профессии
7
Экскурсия в школьную библиотеку.
«Человек Разминка. Кто такой учитель? Проблемная
человек»
ситуация: каким должен быть учитель?
Сценка «На уроке». Конкурс загадок на
тему «Школа»
. Беседа о любимых
воспитателях, выявление главных их
качеств. За что можно не любить
воспитателя, учителя, человека. От каких
качеств надо избавляться с детства.
Знакомство с профессией врача. Беседа со
школьным врачом. Пресс-конференция со
школьной медсестрой. Сюжетно-ролевая
игра «В больнице». Презентация «Халат
врача, аптечка». Беседы с представителями
профессий. Экскурсия на почту. Знакомство
с профессией продавца
3
Профессии
6
Знакомство с профессией архитектора,
«Человек
скульптора, строителя. Беседа о предмете
художественный
деятельности.
Разминка «Восприятие
образ»
информации на слух и её запоминание».
Знакомство с профессией пекаря. Экскурсия
на пекарню. Знакомство с профессией
повара. Интервьюирование школьного
повара. Познавательная игра «Русская
хозяюшка».
Урок-аукцион
«Скатерть
самобранка». Беседы с представителями
профессий.
4
Профессии
7
Знакомство с профессией водителя. Устные
«Человек рассказы детей об известных им машинах.
техника»
Маршрутная карта водителя. Игра «Запомни
и воспроизведи!» (на развитие моторной
памяти). Знакомство с профессиями
пожарного, пилота, машиниста. Беседы с
представителями профессий
3

5

Профессии
«Человек –
знаковая система»

5

6

Профессии
«Человек природа»

6

7

Заключение

2

Знакомство с профессиями бухгалтера,
программиста, картографа. Беседы с
представителями профессий. Чтение карт,
защита работ
Знакомство с профессиями цветовода,
агронома, селекционера –овощевода,
лесничего, егеря. Беседы с представителями
профессий. Уход за комнатными
растениями.
Защита мини-проектов «Профессии моих
родителей».

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ "РАЗГОВОР О ПРОФЕССИЯХ "
Результатом обучения по программе должны стать:
Личностные:
У обучающегося будут сформированы:
положительное отношение к процессу обучения, к приобретению знаний и
умений, стремление преодолевать возникающие затруднения;
осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества
с ориентацией на проявление доброго отношения к людям, уважения к их труду,
на участие в совместных делах, на помощь людям, в том числе сверстникам;
умение выделять нравственный аспект поведения, соотносить поступки и
события с принятыми в обществе морально-этическими принципами; У
обучающегося могут быть сформированы:
стремление к саморазвитию, желание открывать новое знание, новые
способы действия, готовность преодолевать учебные затруднения и адекватно
оценивать свои успехи и неудачи, умение сотрудничать;
стремление к соблюдению морально-этических норм общения с людьми
другой национальности, с нарушениями здоровья;
Метапредметные результаты освоения программы внеурочной деятельности
должны
отражать:
универсальные
учебные
действия:
регулятивные,
познавательные и коммуникативные. Регулятивные, универсальные, учебные
действия. Обучающийся научится:
организовывать свою деятельность, готовить рабочее место для
выполнения разных видов работ;
принимать(ставить) учебно-познавательную задачу и сохранять её до
конца учебных действий;
планировать (в сотрудничестве с учителем, с одноклассниками или
самостоятельно) свои действия в соответствии с решаемыми учебнопознавательными, учебно-практическими, экспериментальными задачами; действовать согласно составленному плану, а также по инструкциям учителя; контролировать выполнение действий, вносить необходимые коррективы (свои и
учителя);
оценивать результаты решения поставленных задач, находить ошибки и
способы их устранения.
Обучающийся получит возможность научиться:
оценивать своё знание и незнание, умение и неумение, продвижение в
овладениитем или иным знанием и умением по изучаемой теме;
ставить учебно-познавательные задачи перед выполнением разных
заданий;- проявлять инициативу в постановке новых задач, предлагать
собственные способы решения;
4

адекватно оценивать результаты учебной деятельности, осознавать
причины неуспеха и обдумывать план восполнения пробелов в знаниях и
умениях.
Познавательные:
Обучающийся научится:
осознавать учебно-познавательную, учебно-практическую,
экспериментальную задачи;
осуществлять поиск информации, необходимой для решения учебных
задач,собственных наблюдений объектов природы и культуры, личного опыта
общения с людьми;
понимать информацию, представленную в вербальной форме,
изобразительной,схематической, модельной и др., определять основную и
второстепенную информацию;
применять для решения задач (под руководством учителя) логические
действияанализа, сравнения, обобщения, классификации, установления
причинноследственных связей, построения рассуждений и выводов;
наблюдать и сопоставлять, выявлять взаимосвязи и зависимости,
отражатьполученную при наблюдении информацию в виде рисунка, схемы,
таблицы; - использовать готовые модели для изучения строения природных
объектов и объяснения природных явлений;
осуществлять
кодирование
и
декодирование
информации
в
знаковосимволической форме.
Обучающийся получит возможность научиться:
сопоставлять информацию из разных источников, осуществлять
выбордополнительных источников информации для решения исследовательских
задач, включая Интернет;
обобщать и систематизировать информацию, переводить её из одной
формы вдругую (принятую в словесной форме, переводить в изобразительную,
схематическую, табличную);
дополнять готовые информационные объекты (тексты, таблицы,
схемы,диаграммы), создавать собственные;
осуществлять
исследовательскую
деятельность,
участвовать
в
проектах,выполняемых в рамках урока или внеурочных занятиях.
Коммуникативные:
Обучающийся научится:
осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и
письменнойформе;
аргументировано отвечать на вопросы, обосновывать свою точку
зрения,строить понятные для партнёра высказывания, задавать вопросы,
адекватно использовать речевые средства для решения задач общения;
вступать
в
учебное
сотрудничество
с
учителем
и
одноклассниками,осуществлять совместную деятельность в малых и больших
группах, осваивая различные способы взаимной помощи партнёрам по общению;
допускать возможность существования у людей различных точек
зрения,проявлять терпимость по отношению к высказываниям других, проявлять
доброжелательное отношение к партнёрам; Обучающийся получит возможность
научиться:
оперировать в речи предметным языком – правильно (адекватно)
использоватьпонятия, полно и точно излагать свои мысли, строить
монологическую речь, вести диалог;
планировать, сотрудничая с взрослыми (учитель, родитель) и
сверстниками,общие дела, распределять функции участников и определять
способы их взаимодействия;
5

проявлять инициативу в поиске и сборе информации для
выполненияколлективной работы, желая помочь взрослым и сверстникам;
уважать позицию партнёра, предотвращать конфликтную ситуацию
присотрудничестве, стараясь найти варианты её разрешения ради общего дела;
участвовать в проектной деятельности, создавать творческие работы на заданную
тему (рисунки, аппликации, модели, небольшие сообщения, презентации).
Предметные:
В результате изучения курса внеурочной деятельности «Разговор о профессиях»
обучающийся должен Знать:
основные сферы профессиональной деятельности человека; основные
понятия,признаки профессий, их значение в окружающем обществе; предприятия
и учреждения населенного пункта, района; основные приемы выполнения
учебных проектов.
Уметь:
оперировать основными понятиями и категориями; рассказывать о
профессии иобосновывать ее значение в жизни общества;
переносить теоретические сведения о сферах человеческой деятельности
нанекоторые конкретные жизненные ситуации; - выполнять учебные проекты.
ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА
ДОСТИЖЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТА
Слушание объяснений учителя.
Слушание и анализ выступлений своих товарищей.
Самостоятельная работа с учебным пособием.
Работа с научно-популярной литературой.
Отбор и сравнение материала по нескольким источникам.
Решение текстовых количественных и качественных задач.
Выполнение заданий по разграничению понятий.
Наблюдение за демонстрациями учителя.
Просмотр учебных фильмов.
Анализ графиков, таблиц, схем.
Объяснение
наблюдаемых
явлений.
Работа с раздаточным материалом.
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ И УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
№ Направление
проектной
Темы проектов
п/п деятельности
1 Мини-проект
Мир профессий
2
Моя будущая профессия
3
Профессии
моих
родителей
СИСТЕМА ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ
РЕЗУЛЬТАТОВ
Для проверки уровня усвоения учащимися содержания программы
предусмотрена организация итоговой викторины, а также защита мини-проектов.

6

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (1 ЧАС В НЕДЕЛЮ, ВСЕГО 34 ЧАСА)
Номер
Содержание (разделы,
Количество
Виды деятельности обучающихся
п/п
темы)
часов

Формы
деятельности

Электронные
(цифровые)
образовательные ресурсы

Введение
(1час)
1

Путешествие в мир профессий

1

научатся ориентироваться в мире
профессий; определять понятие
предмета труда и классифицировать
профессии по предмету труда

устный опрос

https://resh.edu.ru/
subject/lesson/ 3719/train/?
ysclid=l9bq2ul7iq8 01825437

экскурсия в
школьную
библиотеку
беседа со
школьным
врачом
защита
презентации
экскурсия на
почту
презентация

https:// videouroki.net/
video/02klassifikaciyaprofessijchelovekchelovek.html?
ysclid=l9bq6t1alb6
6183286

Профессия «Человек – человек» (7 часов)
2

Профессия «библиотекарь»

1

3

Профессия «врач»

1

4

Презентация «Халат врача, аптечка»

1

5

Профессия «почтальон»

1

6

Профессия «продавец»

1

7

Профессия «учитель»

1

научатся ориентироваться в мире
профессий; определять понятие
предмета труда и классифицировать
профессии по предмету труда;
определять требования,
предъявляемые профессиями к
человеку с учетом распределения
профессий на типы и классы; выявлять
требования, предъявляемые
профессиями к физической форме и
состоянию здоровья человека

Защита
презентации
7

8

Диетолог. Формирование здорового
1
образа жизни
Профессия «Человек – художественный образ» (6 часов)

9

Что такое архитектура?

1

10

Профессия «строитель»

1

11

Знакомство со зданиями района.

1

12

1

13

Нарисуй дом будущего.
Выставка рисунков
Профессия «скульптор»

14

Профессия «пекарь»

1

1

научатся ориентироваться в мире
профессий; определять понятие
предмета труда и классифицировать
профессии по предмету труда;
определять требования,
предъявляемые профессиями к
человеку с учетом распределения
профессий на типы и классы;
выявлять требования, предъявляемые
профессиями к физической форме и
состоянию здоровья человека

мини проект

просмотр
фильма
встреча со
строителем
экскурсия

https:// videouroki.net/
video/04klassifikaciyaprofessijchelovekhudozhestvennyjobraz.html?
ysclid=l9bq7k3kli4
66598142

защита
рисунков
лепка из
пластилина,
защита работ
экскурсия

Профессия «Человек – техника» (7 часов)
15

Профессия «водитель»

1

16

Мини проект «Типы машин»

1

17

Профессия «пожарный»

1

18

Игра «Вызов пожарной команды
по телефону»
Пилот – самый главный в
самолете
Проект - игра «Лоции на карте»

1

19
20

1

научатся ориентироваться в мире
профессий; определять понятие
предмета труда и классифицировать
профессии по предмету труда;
определять требования,
предъявляемые профессиями к
человеку с учетом распределения
профессий на типы и классы;
выявлять требования, предъявляемые
профессиями к физической форме и
состоянию здоровья человека

1
8

встреча с
водителем
викторина
экскурсия в
пожарную
часть
игра
встреча с
пилотом
проект - игра

https:// videouroki.net/
video/06klassifikaciyaprofessijchelovektekhnika.html?
ysclid=l9bq8kge6o
512643719

21

Профессия «машинист»

встреча с
машинистом

1

Профессия «Человек – знаковая система» (5 часов)
22

Чем занимается бухгалтер?

1

23

Профессия «программист»

1

Научатся ориентироваться в мире
профессий; определять понятие
предмета труда и классифицировать
профессии по предмету труда;
определять требования,

встреча с
бухгалтером
умение
работать на

предъявляемые профессиями к
человеку с учетом распределения
профессий на типы и классы; выявлять
требования, предъявляемые
профессиями к физической форме и
состоянию здоровья человека

компьютере

Научатся ориентироваться в мире
профессий; определять понятие
предмета труда и классифицировать
профессии по предмету труда;
определять требования,
предъявляемые профессиями к
человеку с учетом распределения
профессий на типы и классы; выявлять
требования, предъявляемые
профессиями к физической форме и
состоянию здоровья человека

24

Создание компьютерного рисунка

1

25

Картограф

1

26

Работа по изучению и составлению
1
топографических карт
Профессия «Человек – природа» (6 часов)

чтение карт

27

1

мини проект

28

Чем занимается человек по
профессии «агроном»
Цветовод

29

Посадка комнатных растений

1

30

Кто бережёт наш лес?

1

31

Профессии «лесничий, егерь»

1

1

9

https:// videouroki.net/
video/03klassifikaciya-

защита работы

professijchelovekznakovayasistema.html?
ysclid=l9bq9algm9 678508812

просмотр
фильма

мини книжка
практическая
работа
оформление
альбома
«Берегите лес
от пожара!»
просмотр
фильма

https:// videouroki.net/
video/05klassifikaciyaprofessijchelovekpriroda.html?
ysclid=l9bqa0bcpz
144352411

32

Селекционер - овощевод

селекционером
- овощеводом

1
Заключение (2 часа)

33

Профессии наших родителей

1

34

Подготовка и проведение
праздника «Все профессии важны,
все профессии нужны!»

1

Научатся ориентироваться в мире
профессий; определять понятие
предмета труда и классифицировать
профессии по предмету труда;
определять требования,
предъявляемые профессиями к
человеку с учетом распределения
профессий на типы и классы; выявлять
требования, предъявляемые
профессиями к физической форме и
состоянию здоровья человека

10

рассказы
родителей
представление
выбранной
профессии на
празднике

https://resh.edu.ru/
subject/lesson/ 3719/train/?
ysclid=l9bqaqcfxe9
40205127

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ на 2023/2024 учебный год
Номер
п/п

Содержание (разделы,
темы)

Количество
часов

Даты проведения

План
Введение
час)
1

Путешествие в мир профессий

1

Электронные
(цифровые) образовательные
ресурсы

Факт

(1

07.09

https://resh.edu.ru/subject/lesson/3719/
train/?ysclid=l9bq2ul7iq801825437

Профессия «Человек – человек» (7 часов)
2

Профессия «библиотекарь»

1

14.09

3

Профессия «врач»

1

21.09

4

Презентация «Халат врача, аптечка»

1

28.09

5

Профессия «почтальон»

1

05.10

6

Профессия «продавец»

1

12.10

7

Профессия «учитель»

1

19.10

8

Диетолог. Формирование здорового
1
26.10
образа жизни
Профессия «Человек – художественный образ» (6 часов)

9

Что такое архитектура?

1

09.11

10

Профессия «строитель»

1

16.11
11

https://videouroki.net/video/02klassifikaciyaprofessijchelovekchelovek.html?ysclid=l9bq6t1alb66183286

https://videouroki.net/video/04klassifikaciyaprofessij-chelovekhudozhestvennyj-obraz.html?

11

Знакомство со зданиями района.

1

23.11

12

Нарисуй
дом
будущего.
Выставка рисунков
Профессия «скульптор»

1

30.11

1

07.12

13
14

Профессия «пекарь»

1

ysclid=l9bq7k3kli466598142

14.12

Профессия «Человек – техника» (7 часов)
15

Профессия «водитель»

1

21.12

16

Мини проект «Типы машин»

1

28.12

17

Профессия «пожарный»

1

11.01

18

1

18.01

19

Игра «Вызов пожарной команды по
телефону»
Пилот – самый главный в самолете

1

25.01

20

Проект - игра «Лоции на карте»

1

01.02

21

Профессия «машинист»

1

08.02

https://videouroki.net/video/06klassifikaciyaprofessij-chelovektekhnika.html?
ysclid=l9bq8kge6o512643719

Профессия «Человек – знаковая система» (5 часов)
22

Чем занимается бухгалтер?

1

15.02

23

Профессия «программист»

1

22.02

24

Создание компьютерного рисунка

1

29.02

25

Картограф

1

07.03

26

Работа по изучению и составлению
топографических карт

1

14.03

12

https://videouroki.net/video/03klassifikaciyaprofessij-chelovekznakovaya-sistema.html?
ysclid=l9bq9algm9678508812

Профессия «Человек – природа» (6 часов)
1

21.03

28

Чем занимается человек по профессии
«агроном»
Цветовод

1

04.04

29

Посадка комнатных растений

1

11.04

30

Кто бережёт наш лес?

1

18.04

31

Профессии «лесничий, егерь»

1

25.04

32

Селекционер - овощевод

1

02.05

27

https://videouroki.net/video/05klassifikaciyaprofessijchelovekpriroda.html?ysclid=l9bqa0bcpz144352411

Заключение (2 часа)
33

Профессии наших родителей

1

16.05

24

Подготовка и проведение праздника
«Все профессии важны, все профессии
нужны!»

1

23.05

13

https://resh.edu.ru/subject/lesson/3719/
train/?ysclid=l9bqaqcfxe940205127


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».