муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 26 им.Н.Н.Макового муниципального образования Кущевский район МУНИЦИПАЛЬНО Подписано цифровой подписью: Е БЮДЖЕТНОЕ МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬ ЕЛЬНОЕ НОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬ ОБЩЕОБРАЗОВАТ НАЯ ШКОЛА № 26 ЕЛЬНАЯ ШКОЛА ИМЕНИ МАКОВОГО Н.Н. № 26 ИМЕНИ Дата: 2024.01.22 МАКОВОГО Н.Н. 10:25:47 +03'00' УТВЕРЖДЕНО решением педагогического совета от «31» августа 2023 года протокол №1 Председатель педсовета _____________Акименко Т.П. Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Математическая грамотность» для 6 класса Учитель:Масловец М.Л. 2023-2024 учебныйгод Пояснительная записка Данный курс направлен на расширение знаний учащихся, повышение уровня математической подготовки, формирование устойчивого интереса к предмету, выявление и развитие математических способностей, выбор профиля дальнейшего обучения. Материал курса содержит нестандартные задачи и методы решения, позволяющие учащимся более эффективно решать широкий класс заданий, подготовиться к олимпиадам и успешной сдаче ОГЭ. Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Математическая грамотность» разработана для обучающихся 6 классов. На изучение курса «Математическая грамотность» в 6 классе выделяется 17 ч. Цель курса: Развитие математической грамотности обучающихся 6 класса как индикатор качества и эффективности образования, равенства доступа к образованию. Задачи курса: 1. Развитие способности обучающегося формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах. 2. Использовать математические факты и инструменты, чтобы описать и объяснить различные явления; 3. Развитие умение находить и извлекать математическую информацию различного предметного содержания из текстов, таблиц, схем, рисунков, диаграмм, представленных на различных носителях, 4. Развитие понимания значимости денег с современной жизни, умении ими распоряжаться, формировать финансовую культуру. Планируемые результаты курса внеурочной деятельности. Курс внеурочной деятельности «Математическая грамотность» направлен на формирование личностных, метапредметных и предметных результатов. Личностные результаты: выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению; готовности к самообразованию и самовоспитанию; адекватной позитивной самооценки и Я-концепции; компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности; морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций участников дилеммы, ориентации на их мотивы и чувства; устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям; эмпатии как осознанного понимания и сопереживания чувствам других, выражающейся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия. Коммуникативные УУД: оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели в совместной деятельности; осуществлять коммуникативную рефлексию как осознание оснований собственных действий и действий партнёра; осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнёра, уметь убеждать; работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми; основам коммуникативной рефлексии; использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей отображать в речи (описание, объяснение) содержание совершаемых действий, как в форме громкой социализированной речи, так и в форме внутренней речи; вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем, участвовать в дискуссии и аргументировать свою позицию, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка; следовать морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества на основе уважительного отношения к партнёрам, внимания к личности другого, адекватного межличностного восприятия, готовности адекватно реагировать на нужды других, в частности оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнёрам в процессе достижения общей цели совместной деятельности; устраивать эффективные групповые обсуждения и обеспечивать обмен знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений; в совместной деятельности чётко формулировать цели группы и позволять её участникам проявлять собственную энергию для достижения этих целей. Познавательные УУД: выполнять задания творческого и поискового характера (проблемные вопросы, учебные задачи или проблемные ситуации); проводить доказательные рассуждения; самостоятельное создание способов решения проблемы творческого и поискового характера; синтез как основа составления целого из частей, в том числе с восполнением недостающих компонентов; использование приёмов конкретизации, абстрагирования, варьирования, аналогии, постановки аналитических вопросов для решения задач; умение понимать и адекватно оценивать язык средств массовой информации; владеть смысловым чтением текстов различных жанров: извлечение информации в соответствии с целью чтения; Предметные результаты: развить представление о числе и роли вычислений в человеческой практике; выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от условий; анализировать объект с выделением существенных и несущественных признаков; выбирать основания и критерии для сравнения, классификации объектов; осуществлять подведение под понятие, выведение следствий; устанавливать причинно-следственные связи; проводить синтез как составление целого из частей, в том числе с восполнением недостающих компонентов; комбинировать известные алгоритмы решения математических задач, не предполагающих стандартное применение одного из них; исследование практических ситуаций, выдвижение предложений, понимание необходимости их проверки на практике; самостоятельное выполнение творческих работ, осуществляя исследовательские и проектные действия, создание продукта исследовательской и проектной деятельности. Содержание программы Диаграммы Реальные числовые данные. Анализ таблиц, диаграмм. Сбор информации. Столбчатые и круговые диаграммы. Определение и вычисление величин по графику, таблице, диаграмме. Умение планировать бюджет Домашняя бухгалтерия. Составление личного финансового плана. Задачи на покупку товара. Математика в реальной жизни Решение логических задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения. Создание проекта «Комната моей мечты»: расчёт сметы на ремонт, расчёт сметы на обстановку. Составление расчётов коммунальных услуг своей семьи, планирование расходов на отпуск семьи, учёт расходов на питание. Наглядная геометрия. Начальные понятия геометрии. Основные построения с помощью циркуля и линейки. Решение задач на нахождение неизвестных элементов простых геометрических фигур, многоугольников, окружностей. Формирование числовых и пространственных представлений у детей. Работа по сравнению абстрактных и конкретных объектов. Занимательные задачи Решение математических задач, требующих от учащихся логических рассуждений. Решение обратных задач, используя круговую схему. Решение задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения. Тематическое планирование № урока 1 2 3 Тема урока Диаграммы Составление диаграмм для наглядного представления данных Опрос общественного мнения. Представление результата в виде диаграмм Умение планировать бюджет Умение рассчитать покупку Дата пл. 4.09 11.09 18.09 Дата факт. Ресурсы https://multiurok.ru/index.p hp/files/predstavleniedannykhtablitsydiagrammygrafiki.htmlhttps://xn-j1ahfl.xn-p1ai/presentation/30417.htm l https://urok.1sept.ru/articles/ 621346 https://videouroki.net/video/ https://urok.1sept.ru/articles/ 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 количества товаров на различные цели Создание проекта на покупку товаров Математика в реальной жизни Создание проекта «Комната моей мечты» Расчет сметы на ремонт по проекту «Комната моей мечты» Расчёт коммунальных услуг своей семьи Планирование отпуска своей семьи Учёт расходов семьи на питание Кулинарные рецепты моей семьи Задачи на смеси Наглядная геометрия Графы Задачи со спичками и счётными палочками Применение геометрии в создании мозаик Занимательные задачи Задачи на переливание Задачи на взвешивание Итоговое занятие 25.09 2.10 9.10 16.10 23.10 13.11 20.11 27.11 4.12 11.12 18.12 25.12 15.01 22.01 650712 https://xn--j1ahfl.xn-p1ai/library/urok_po_teme_ resheniya_zadach_na_rasch et_stoimosti_t_154149.html https://tvorcheskieproekty. ru/course/21/7 https://nsportal.ru/ap/library /drugoe/2017/03/19/proektpomatematike-komnatamoeymechty https://infourok.ru/prezentac iya-tvorcheskogoproektakomnatamoej-mechty7klass-4258608.html https://urok.1sept.ru/articles/ 684372 https://kopilkaurokov.ru/mat ematika/presentacii/urokiko mmunalnoimatiematiki https://urok.1sept.ru/articles/ 101844 https://videouroki.net/video/ 29-vycherchivaniefigurodnimroscherkom.html https://nsportal.ru/shkola/ma tematika/library/2018/02/11/ Список литературы 1. Депман И.Я. За страницами учебника математики: книга для чтения учащимися 5-7 классов. –М: Просвещение. 2009; 2. Ковалёва Г.С. Математическая грамотность. Сборник эталонных заданий. Учебное пособие для общеобразовательных организаций в 2-х ч – М.; СПб.: Просвещение. 2020; 3. Шарыгин И.Ф., Шивкин А.В. Математика. Задачи на смекалку, -М: Просвещение. 2006; 4. Шевкин Л.Г. Школьная олимпиада по математике, -М: Русское слово. 2002 Интернет-ресурсы: сайт ФИПИ, https://publications.hse.ru/mirror/pubs/share/direct/345295660.pdf, http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/matematicheskaya-gramotnost/, https://mega-talant.com/biblioteka/sbornik-zadaniy-po-formirovaniyufunkcionalnoy-gramotnosti-uchaschihsya-na-urokah-matematiki-99166.html, 5. https://4ege.ru/trening-gia-matematika/59509-zadachi-proekta- 1. 2. 3. 4. matematicheskaya-