МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа № 26 им.Макового Н.Н. Кущѐвский район Подписано цифровой МУНИЦИПАЛЬНОЕ подписью: МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬН ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬН ШКОЛА № 26 ИМЕНИ МАКОВОГО Н.Н. АЯ ШКОЛА № 26 Дата: 2024.01.22 10:24:33 ИМЕНИ МАКОВОГО Н.Н. +03'00' УТВЕРЖДЕНО решением педагогического совета от 31.08.2023 года протокол №1 Председатель _____________ Т.П.Акименко Подпись руководителя ОУ Программа внеурочной деятельности для учащихся 8-9 классов общеобразовательных школ «Театр у микрофона» Программа разработана на основе программы внеурочной деятельности для учащихся 8-9 классов общеобразовательных школ «Основы театрального искусства» Министерства образования науки и молодежной политики Краснодарского края; ГБОУ ИРО Краснодарского края; ФГБОУ ВО Краснодарский государственный институт культуры (кафедра театрального искусства). 1 Раздел 1. Общая характеристика программы (пояснительная записка) 1.1 Обоснование актуальности и ее практической значимости Обновленные образовательные стандарты в качестве основной цели и одной из приоритетных задач общества и государства называют воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. Таким образом, процесс образования понимается не только как процесс формирования учебной деятельности ребенка, но и как процесс развития личности. Влияние искусства на становление личности человека и его развитие очень велико. Одна из важнейших особенностей искусства – это отражение действительности в художественных образах, которые на сознание и чувства влияют ребѐнка, воспитывают в нѐм определѐнное отношение к событиям и явлениям жизни, помогают глубже и полнее познавать действительность. Произведения театрального искусства, богатые по своему идейному содержанию и совершѐнные по художественной форме, формируют художественный вкус, способность понять, различить, оценить прекрасное не только в искусстве, но и в действительности, в природе, в быту. Наряду с общекультурным развитием школьника, реализуется еще одно функциональное направление – профилактическое. Образное перевоплощение, обыгрывание образов, действий помогает развитию уверенного поведения с одной стороны, и снижению негативных внутриличностных тенденций – с другой стороны. В связи с выше обозначенной актуальностью возникла необходимость в разработке и реализации программы в области театрального искусства. Основным концептуальным положением данной программы стало понимание об использовании и координации всех практических навыков, приобретаемых учащимися в процессе освоения занятий по художественному слову. Синергия физического, эмоционального и интеллектуального аппарата ребенка способствует гармоничному развитию внутриличностного компонента. Составляющими социальной функциональной грамотности школьника в аспекте содержания Программы выступают: – умение четко и уверенно выражать, и отстаивать свою позицию; – готовность успешно адаптироваться в изменяющейся ситуации, приспосабливаться к различным ситуациям; – готовность понимания и принятия позиции другого человека; – способность предвидеть последствия своего поведения, оценивать возможность корректировать ситуацию, проектировать способы поведения с учетом полученного эмоционального опыта; – развитие качественного понимания, литературной и 2 общечеловеческой ценности культуры и искусства. Нормативная основа для разработки программы Нормативной основой для разработки программы «Основы театрального искусства» для учащихся 8-9 классов общеобразовательной школы стали следующие документы: – Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020), ст. 44 Конституции РФ. – Конвенция «О правах ребенка» (принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 года; – Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 (в ред. От 24.03.2021); – Распоряжением Правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р утверждена «Стратегия развития воспитания в российской Федерации на период до 2025 Года». – Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (Зарегистрирован 05.07.2021 № 64101) – Примерная рабочая программа воспитания для общеобразовательных организаций. / Москва, 2021 г. – Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897) (в ред. От 21.12.2020); – Указ Президента РФ от 07.05.2018 № 204 (ред. от 21.07.2020) «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». Программа построена с учетом следующих принципов. – Принцип индивидуального и дифференцированного подхода предполагает учет личностный, возрастных особенностей обучающихся и уровня их психического и физического развития. На основе индивидуального и дифференцированного подхода к обучающимся, изучение черт их характеров, темперамента, установок, интересов, мотивов поведения можно воспитать у детей положительные привычки и положительное отношение к искусству, сформировать культуроприемлимое поведение, гармонично и легко скорректировать пробелы в воспитании и развитии личности. – Принцип возрастного соответствия. Детское восприятие окружающей среды во многом определяется вербальной (словесной) информацией взрослых, обращающих внимание на светофор, пешеходный 3 переход, опасность на дороге, скорость движения машин. Двигательная реакция определяется уровнем развития у детей центральных регуляторных физиологических механизмов, обеспечивающих равновесие. Необходимые двигательные навыки и умения они приобретают с возрастом в процессе обучения и воспитания. – Принцип социальной безопасности. Обучающиеся должны понимать, что они живут в обществе, где необходимо соблюдать определенные социальные нормы и правила поведения в обществе. Нарушение данных норм может повлечь за собой определенные внутриличностные либо межличностные конфликты. – Принцип самоорганизации, саморегуляции и самовоспитания. Этот принцип реализуется при осознании детьми правил безопасного поведения. Данный принцип способствует тому, что дети достаточно легко, без сопротивления регулируют свое поведение, наблюдают за сверстниками. Для подкрепления самовоспитания нужен положительный пример взрослых. Место программы в плане развития школы. Программу внеурочной деятельности для учащихся 8-9 классов общеобразовательной школы «Основы театрального искусства» следует рассматривать как составную часть программы воспитания, которая осуществляется педагогоморганизатором либо иным сотрудником организации, в функциональные полномочия которого будут вменены обязанности по реализации данной Программы. Контроль за реализацией программы возлагается на Советника директора по воспитательной работе и работе с молодежными объединениями. 1.2. Цель и задачи реализации программы Цель программы – художественно-эстетическое развитие личности ребѐнка на основе приобретенных им в процессе освоения программы театрально-исполнительских знаний, умений и навыков. Общая цель Программы получает конкретизацию по уровню образования ООО с учетом целевых ориентиров рабочей программы воспитания ООП (2021 г.). В воспитании детей подросткового возраста (уровень основного общего образования) приоритетом является создание благоприятных условий для развития социально значимых отношений школьников. Задачи. Образовательные: – сформировать мотивационно-поведенческую культуру поведения на сцене во время репетиции и выступления; правил работы с партнером, 4 реквизитом, сценической установкой; – повысить у обучающихся уровень знаний в области художественной литературы и искусства; – помочь обучающимся усвоить базовые этические и эстетические нормы поведения в обществе; – сформировать систему актерских знаний, умений и навыков; – сформировать умения по комплексному использованию знаний по разным предметам. Развивающие: – развивать и реализовывать творческие способности подростков; – развивать навык запоминания и воспроизведения текстов; – развивать навык самостоятельно (или при помощи взрослого) готовиться к выступлению; – сформировать модель уверенного поведения подростка в обществе; – развивать у обучающихся надпрофессиональные навыки soft skills: коммуникативность, критическое мышление, коммандовзаимодействие, креативность. Воспитательные: – сформировать у обучающихся дисциплинированность и чувство ответственности за свои действия; – выработать у обучающихся культуру нравственного поведения в социуме; – сформировать у школьников сознательное внутренне положительное отношения к личностному росту и росту личности внутри группы. 1.3. Планируемые результаты обучения В процессе занятий должны быть достигнуты следующие результаты личностного развития подростка: Подросток усваивает определенные правила поведения в обществе, на сцене, во время совместного рабочего процесса. Умеет грамотно коммуницировать со старшими и сверстниками в процессе совместной деятельности. Умеет грамотно выстроить свое публичное выступление. Идентифицирует свои эмоции и эмоции других членов коллектива, умеет управлять ими. Умеет снимать внутренние зажимы. Умеет ответственно относиться к результатам своей деятельности и результатам деятельности коллектива или группы. Усваивает основы нравственных ценностных ориентиров общества. Умеет находить нестандартные решения на поставленные задачи. Умеет критично мыслить и оценивать свои действия. 5 1.4. Целевая аудитория (контингент слушателей) Учащиеся 8-11 классов общеобразовательных организаций. 1.5. Объем программы Общая трудоемкость программы составляет: 34 часа. 1.6. Форма проведения занятий: очная Сроки реализации программы. Программа реализуется 1 раз в неделю в каждом классе параллели 8-9-х классов в течение учебного года. 6 Раздел 2. Содержание программы 2.1 Тематический план программы План программы внеурочной деятельности для учащихся 8-9 классов общеобразовательных школ «Основы театрального искусства» № 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. Наименование раздела, темы Тема 1. Вводное занятие Тема 2. Мускульная свобода. Освобождение мышц Тема 3. Развитие актерского внимания Тема 4. Фантазия и воображение Тема 5. Сценическое действие Тема 6. Предлагаемые обстоятельства Контрольный урок Тема 7. Темпо-ритм Тема 8. Атмосфера Тема 9. Ощущения пространства Контрольный урок Тема 10. Импровизация Тема 11. Мизансцена Тема 12. Внутренний монолог Контрольный урок Тема 13. Овладение словесным действием Тема 14. Этюды-наблюдения Контрольный урок Итого: Количество часов 1 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 1 34 2.2. Рабочая программа дополнительной внеурочной программы (34 ч.). План программы внеурочной деятельности для учащихся 8-9 классов общеобразовательных школ «Основы театрального искусства» Тема 1. Беседа-знакомство (1 ч.) Беседа с учащимися о том, какие театры, выставки, концерты они посещали? Что запомнилось? Какие спектакли смотрели? Какие любимые сказочные персонажи? Кого бы хотели сыграть? Театр как вид искусства. Театр - синтез различных искусств. Школа жизни — самая древнейшая, самая удивительная и эмоциональная, самая праздничная, воодушевляющая, ни на что не похожая великая школа, — вот что такое театр. 7 В театральное искусство входят и архитектура, живопись и скульптура (декорации), и музыка (она звучит не только в музыкальном, но и часто в драматическом спектакле), и хореография (опять-таки не только в балете, но и в драме), и литература (текст, на котором строится драматическое представление), и искусство актерской игры и т. д. Искусство актерской игры — главное, определяющее для театра. Известный советский режиссер А. Таиров писал: «...в истории театра были длительные периоды, когда он существовал без пьес, когда он обходился без всяких декораций, но не было ни одного момента, когда бы театр был без актера». Театр - искусство коллективное. Установка правил поведения на уроках, в коллективе, на сценических площадках. Этикет зрителя. Взаимоуважение. Инструктаж по технике безопасности поведения в аудитории, на сценических площадках, при коллективном посещении театра. Актерский тренинг – это непрерывная смена игр и упражнений, которые осуществляют последовательный, поэтапный отбор элементов актерской техники и пробуждают личную активность каждого учащегося без насилия над его природой. Подлинная заинтересованность ученика, доходящая до азарта, – обязательное условие успеха выполнения задания. Актерский тренинг предполагает широкое использование элемента игры, т.к. именно игра приносит с собой чувство свободы, непосредственность, смелость. Тема 2. Мышечная свобода (2 ч.) Мышечная свобода — основной закон органического поведения человека в жизни. Освобождение мышц, физических зажимов и мускульная свобода - это первый этап к органичному существованию на сцене. Научить учащихся расходовать ровно столько мышечной энергии, сколько ее необходимо для совершения того или иного действия. 1. Работа с дыханием. Добиваться ровного и глубокого дыхания. Уметь задерживать и отпускать дыхание. Глубокий, медленный вдох - быстрый выдох и наоборот. 2. Психомышечная тренировка без фиксации внимания на дыхании. 3. Психомышечный тренинг с фиксацией внимания на дыхании. 4. Напряжение и расслабления мышц ног, рук, туловища, головы, лица. 5. Перекат напряжения из одной части тела в другую. 6. Снятие телесных зажимов. Тема 3. Развитие актерского внимания (2 ч.) Внимание (сценическое внимание) – очень активный сознательный процесс концентрации воли для познания окружающей действительности, в 8 котором участвуют все системы восприятия - зрение, слух, осязание, обоняние. Главная задача педагога научить детей удерживать своѐ внимание в непрерывно активной фазе в процессе сценического действия. Видеть, слышать, воспринимать, ориентироваться и координироваться в сценическом пространстве. 1. Зрительная и слуховая память. 2. Эмоциональная и двигательная память. 3. Мышечная и мимическая память. 4. Координация в пространстве. Тема 4. Фантазия и воображение (2ч.) Воображение – ведущий элемент творческой деятельности. Без воображения не может существовать ни один сегмент актерской техники. Фантазию и воображение необходимо развивать в раннем детском возрасте, т.к. именно детям свойственна творческая наивность и полная уверенность, с которой они относятся к собственным вымыслам. Развитие этих элементов способствует развитию ассоциативного и образного мышления. 1. Импровизация под музыку. 2. Имитация и сочинение различных необычных движений. 3. Сочиняем сказку вместе (по фразе, по одному слову) 4. Примеры упражнений: а) «воображаемый телевизор» Дети сидят на стульях и смотрят «передачу». Кто какую передачу смотрит? Пусть каждый расскажет о том, что он видит. С помощью воображаемого пульта переключать передачи. б) стол в аудитории - это: – королевский трон, – аквариум с экзотическими рыбками, – костер, – куст цветущих роз. в) передать друг другу книгу так, как будто это: – кирпич, – кусок торта, – бомба, – фарфоровая статуэтка и т. д. г) взять со стола карандаш так, как будто это: – червяк, – горячая печѐная картошка, – маленькая бусинка. д) «Скульптор и Глина» Дети распределяются парами. Договариваются между собой, кто из них 9 «Скульптор», а кто — «Глина». Скульпторы лепят из глины: животных, спортсменов, игрушки, сказочных персонажей. Затем меняются ролями. Тема 5. Сценическое действие (2 ч.) Действие как основа сценического искусства. Признаки действия: наличие цели и волевое происхождение, т.е. логика поведения человека, ведущая к заданной цели. Виды действия: психические и физические, внутренние и внешние. С одной стороны (как понятия) мы их разделяем, с другой стороны – «… нет физического действия без хотения, стремления и задач, без внутреннего оправдания их чувством...» К.С. Станиславский. Органичность и непосредственность исполнения заданий зависит от четкого осознания учащимися трех основных понятий – «что я думаю, ради чего я делаю, как я делаю», а главное помнить, что любое действие — это процесс, который имеет начало, развитие, конец. Этюды и упражнения на физическое действие – (с предметами) Четкое и подробное исполнение конкретного задания, поиск логики поведения в заданном действии с предметами. Цель выполняемого действия. а) логичный подбор предметов – выполнить с ними действие (швабра – тряпка – ведро), (карандаш – бумага – ластик), (ножницы – бинт – плюшевый заяц); б) хаотичный подбор предметов – придумать логичное действие, используя данные предметы (ведро – бумага - плюшевый заяц), (тряпка карандаш – ножницы), (швабра – бинт – ластик). Этюды и упражнения на память физических действий (ПФД) Физическое действие с воображаемым предметом. Важно каждый этюд максимально приблизить к правде жизни. Поэтому физические действия должны быть понятны ребенку, он может совершать их ежедневно в реальной жизни (умываться, чистить зубы, вышивать, подметать, играть с куклой (машинкой), рисовать и т.д.). Этюды на внутреннее действие (публичное одиночество) Основные вопросы в работе над внутренним действием – что я чувствую? Что со мной происходит? Чего я хочу? Тема 6. Предлагаемые обстоятельства (2 ч.) Различные жизненные обстоятельства побуждают нас к тому или иному действию. Мы постоянно находимся во взаимодействии с этими обстоятельствами, их мы либо сами себе создаем, либо они существуют и появляются в нашей жизни независимо от нас. На сцене — это обстоятельства, предложенные автором, то есть предлагаемые обстоятельства. Они побуждают к действию, двигают и развивают процесс: обстоятельства места – где происходит действие, 10 обстоятельства времени – когда происходит действие, личные обстоятельства – кто действует, ситуативные обстоятельства – чем живет человек в данной ситуации: – откуда пришел? – зачем пришел? – куда направляюсь? – чего хочу? – что мешает добиться желаемого? Итак, предлагаемые обстоятельства – это совокупность условий и ситуаций, в которых происходит сценическое действие. « Если бы….» Магическое «если бы» К.С. Станиславского, подлинная вера в сочиненные обстоятельства являются основой в работе над этюдами. Совершение ранее выполненных физических действий с условием «если бы…». Как я буду рисовать, если бы у меня болела рука, или постоянно ломался бы карандаш или плохо пишет ручка и т.д. «Я в предлагаемых обстоятельствах» Выполнение одного и того же действия, с различными предлагаемыми обстоятельствами. Разбор педагога с учащимися насколько удачно или неудачно, логично или нелогично придуманы и использованы различные предлагаемые обстоятельства. Действенная борьба с предлагаемыми обстоятельствами Обострение предлагаемых обстоятельств активизирует сценическое действие, а наличие препятствий и их преодоления через активное, конкретное целеустремленное, органичное действие, делает его более интересным. Тема 7. Темпо-ритм (2 ч.) Темп – это скорость исполняемого действия. Ритм – это размеренность и интенсивность действия, его организация во времени и пространстве. 1. Градация темпо-ритмов и переключение скоростей. Постепенное нарастание и снижение темпо-ритма. Движение на сценической площадке в разных скоростях. Шкала темпо-ритмов: № №1,2 – пассивность, вялость, подавленность, опустошенность, апатия; №№ 3, 4 – оживание, постепенный переход к энергичному самочувствию; № 5 – готовность действовать, спокойное совершение действий; № 6 – ритм решений, резкий, четкий жизнеутверждающий ритм; № 7 – преодоление препятствий, появление опасности, тревога, или – бурная 11 радость; №№ 8, 9 – энергичное действие, сильное возбуждение; № 10 – хаос, безумие, суета, паника. 2. Темпо-ритм внешний и внутренний Этюды на соответствие внешнего и внутреннего темпо-ритма. (скорость поведения соответствует внутреннему ощущению; бегу, т.к. опаздываю в школу). Этюды на контраст внешнего и внутреннего темпо-ритма. (скорость поведения не соответствует внутреннему ощущению. Бегу на уроке физкультуры, а мечтаю о подарках на день рожденья). 3. Предлагаемые обстоятельства определяют темпо-ритм Этюды на физическое действие с разными предлагаемыми обстоятельствами (зашнуровать ботинки или заплести косичку на контрольной по математике; за десять секунд до выхода на сцену; в переполненном вагоне метро и т.д.). 4. Заданный темпо-ритм определяет выбор предлагаемых обстоятельств. Придумать предлагаемые обстоятельства на заданное физическое действие, выполняемое с определенной скоростью (убрать со стола посуду со скоростью 1, 5, 10 и т.д.). Самым важным направлением этого года обучения является достижение естественного и раскованного самочувствия учащихся на сценической площадке. Все усилия педагога направлены на пробуждение в учениках их природной органики, развитие актѐрских данных. Элементы психофизической техники вводятся постепенно от простого к сложному, однако большинство упражнений имеет комплексный характер, что позволит закрепить учащимся полученные навыки и освоить новый материал. В ходе занятий определяется, какие элементы актерского тренинга учащимися осваиваются легче, а какие вызывают трудности. Исходя из этого, учитывая задачи предстоящего занятия, подбираются те или иные упражнения и тренинги. Чередование видов деятельности, присутствие игровых форм позволит удержать активный темп работы и избежать переутомления учащихся. Тема 8. Атмосфера (2 ч.) Атмосфера – окраска, настроение ситуаций, созданная психофизическим действием и сценическим самочувствием, среда, в которой развиваются события. Упражнения на столкновение атмосфер, например: ученики ждут результаты экзамена - атмосфера напряженная, все нервничают, волнуются, пытаются поддержать друг друга. Выходит, учитель и зачитывает списки. 12 Атмосфера разделяется на две группы сдавших и не сдавших экзамен. Тема 9. Ощущение пространства (2 ч.) Упражнения на коллективную согласованность. Практические упражнения на формирование и развитие умения видеть себя со стороны, создавая логичную картинку, понятную зрителю. Работа над ориентированием в сценическом пространстве, как на сцене, так в аудитории, умением заполнять собой сценическое пространство, умением чувствовать партнера и себя относительно партнера. В одиночных этюдах тренировать умение действием заполнить пространство. Уметь создать атмосферу «внутри меня» и существовать в атмосфере «вокруг меня». Тема 10. Импровизация (2 ч.) Основным методом обучения является импровизация, которая предполагает свободное проявление творческой индивидуальности каждого учащегося, формирование в нем особого импровизационного мышления. Вводятся понятия: действенной задачи, события и его оценки. Учащиеся должны овладеть ощущением пространства, сценическим самочувствием, внутренним монологом и приступить к самому сложному действию – воздействию словом. Тема 11. Мизансцена (2 ч.) Мизансцена (расположение на сценической площадке) – должна быть действенной, «говорящей». Примерное упражнение: «Стоп-кадры» – построить мизансцену на различные темы. Овладеть логикой построение мизансцены. Запомнить основные правила сценического этикета никогда не вставать спиной к зрителю, использовать кулисы только для выхода на сцену, не задевать и не трогать их во время сценического действия. Тема 12. Внутренний монолог (2 ч.) Внутренний монолог - мысли и чувства, обращенные к себе. Второй план – это всегда личная действенная задача, отвечающая на вопрос «Что я хочу?». Первый план – это тактика поведения, т.е. что я делаю, для того чтобы получить то, что я хочу. Примерное упражнение: «Ум, чувства, тело». Придумывается ситуация «Я в предлагаемых обстоятельствах». Один из учащихся выбирает из группы троих, кто будет его «умом», кто – «чувствами», кто – «телом». Затем он придает каждому из них форму, выражающую типичное состояние данной части, а также составляет из них скульптурную группу, отражающую состояние этих частей. После того, как распределены роли между партнерами, и они стали «частями» участника, они должны поделиться с ним своими впечатлениями, рассказать, каково им быть его чувствами, телом и 13 умом. Тема 13. Овладение словесным действием Умение действовать словом приобретается в процессе активного контакта, при котором слова становятся необходимым средством воздействия на партнеров. В этом случае словесные действия не отрываются от физических; они вытекают из них и сливаются с ними. С первых шагов работы над словом важно, чтобы ученики почувствовали неразрывную связь словесного действия с физическим. Чтобы слово стало орудием действия, необходима настройка всего физического аппарата на выполнение этого действия. Этюды – это основной профессиональный навык. Самостоятельный поиск действенной линии поведения в заданных (придуманных) обстоятельствах. Тема 14. Этюды – наблюдения (2 ч.) 1. Наблюдения за животными: «Мой питомец», «В зоопарке», «В цирке» и т.п. 2. Наблюдения за людьми: «В трамвае», «На остановке», «В кафе» и т.д. 3.Пародии: «Мой любимый артист, певец, телеведущий», «Пародии друг на друга» и т.д. Контрольный урок (1 ч.) Постановка этюда на предложенную тему. Самостоятельный поиск действенной линии поведения в заданных (придуманных) обстоятельствах. 14 3. Организационно-педагогические условия реализации дополнительной внеурочной программы. 3.1. Материально-технические условия Занятия проводятся в классе и актовом зале школы (либо в достаточно оборудованном кабинете, соответствующем нормам СанПин./на территории прилегающей к школе). В классе должно быть техническое оборудование (примерный перечень, который может быть изменен в соответствии с особенностями школы): музыкальный центр, микрофоны, компьютер (а также краски, кисти и остальные необходимые для творчества инструменты). 3.2. Учебно-методическое обеспечение дополнительной внеурочной программы Учебно-методический комплект внеурочной программы: «Театральная студия». методические разработки, информационный материал, наглядные пособия, фотографии, видеоматериалы, образцы изделий, шаблоны, раздаточный материал. В реализации данной программы могут участвовать педагогические работники имеющие среднее/высшее профессиональное образование. 15 Раздел 4. Список литературы: 1. Буткевич, М.М. К игровому театру : лирический трактат в двух томах. Т. 1 / М. М. Буткевич ; М.М. Буткевич. - М. : Изд-во "ГИТИС", 2010. – 703 с. – ISBN 978-5-91328-066-4 : 770.00. 2. Буткевич, М.М.К игровому театру : лирический трактат в двух томах. Т. 2 / М. М. Буткевич ; М.М. Буткевич. - М. : Изд-во "ГИТИС", 2010. – 487 с. – ISBN 978-5-91328-060-2 : 660.00. 3. Сахновский, В.Г. Режиссура и методика ее преподавания [Текст] : учеб. пособие для студентов театральных вузов / В. Г. Сахновский. – М. : ГИТИС, 2020. - 295 с. - 350.00. 4. Судакова, И.И. От этюда к спектаклю [Текст] : учеб. пособие / И. И. Судакова. - М. : ГИТИС, 2014. - 124 с. - ISBN 978-5-91328-148-7 : 350.00. 5. Чехов, М.А.Путь актера. Жизнь и встречи [Текст] / М. А. Чехов. – М.; Владимир : АСТ: Астрель: ВКТ, 2019. – 556 с. – (Мемуары. Биографии). – ISBN 978-5-17-043665-1 (Изд-во "АСТ"). – ISBN 978-5-271-33340-8 (Изд-во "Астрель"). - ISBN 978-5-226-03327-8 (Изд-во "ВКТ") : 220.00. 6. Станиславский К.С. Собрание сочинений. В 9 т. // М.: Искусство, 1989. 7. Немирович-Данченко Вл.И. Из прошлого. // М.: Вагриус, 2018. 8. Немирович-Данченко Вл.И. О творчестве актера: Хрестоматия. // Любое издание, 2018 9. Евгений Вахтангов. Документы и свидетельства: В 2 т. // Ред.-сост. В.В. Иванов. М.: Индрик, 2011. 10. Буткевич М.М. К игровому театру. Лирический трактат.1 т. // М.: Изд-во ГИТИС, 2010. 11. Гончаров А.А. Режиссѐрские тетради. В 2 томах // М.: Изд-во ВТО, 1980. 12. Кнебель М.О. О том, что мне кажется особенно важным: Статьи. Очерки. Портреты. // М.: Изд-во ГИТИС, 1971. 13. Кнебель М.О. Слово в творчестве актера. // М.: Изд-во ГИТИС, 2019. 14. Мастерство режиссѐра. Сборник. Под общей ред. Н.А. Зверевой // М.: Изд-во ГИТИС, 2002. 15. Мейерхольд В.Э. Статьи, письма, речи, беседы. // М.: Искусство, 1968. 16. Попов А.Д. Художественная целостность спектакля // М.: Изд-во ГИТИС, 2019. 17. Товстоногов Г.А. Зеркало сцены. В 2х томах. // М.: Искусство, 1984. 18. Чехов М.А. Творческое наследие в 2х томах. // М.: Искусство, 1995. 19. Эфрос А.В. Профессия-режиссѐр. // М.: Фонд «Русский театр», Издательство «Парнас», 1993. Список рекомендуемых Интернет-ресурсов 16 1. Актерское мастерство. – Режим доступа: http://acterprofi.ru. 2. Культура и Образование. Театр и кино // Онлайн Энциклопедия «Кругосвет». – Режим доступа: http://www.krugosvet.ru/enc/kultura_i_obrazovanie/teatr_i_kino. 3. Античный театр. – Режим доступа: http://anti4teatr.ucoz.ru. 4. Каталог: Театр и театральное искусство. – Режим доступа: http://www.artworld-theatre.ru. 5. Энциклопедия: Музыка. Театр. Кино. – Режим доступа: http://scit.boom.ru/music/teatr/What_takoe_teatr.htm 6. Театральная Энциклопедия. Режим доступа: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Culture/Teatr/_Index.php 7. Планета театра: [новости театральной жизни России]. – Режим доступа: http://www.theatreplanet.ru/articles 8. Средневековый театр Западной Европы. – Режим доступа: http://scit.boom.ru/music/teatr/Zarybegnui_teatr3.htm 9. Средневековый театр. – Режим доступа: http://art.1september.ru/index.php?year=2008&num=06 10. Западноевропейский театр. – Режим доступа: http://svr-lit.niv.ru 11. Театральная библиотека: пьесы, книги, статьи, драматургия. – Режим доступа: http://biblioteka.teatr-obraz.ru 12. Театральная энциклопедия. – Режим доступа: http://www.theatre-enc.ru. 13. История: Кино. Театр. – Режим доступа: http://kinohistory.com/index.php 14. Театры мира. – Режим доступа: http://jonder.ru/hrestomat 15. Театры народов мира. – Режим доступа: http://teatry-narodov-mira.ru/ 16. Театральная библиотека: пьесы, книги, статьи, драматургия. – Режим доступа http://biblioteka.teatr-obraz.ru 17. Хрестоматия актѐра. – Режим доступа: http://jonder.ru/hrestomat 17