Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №26 имени Макового Н.Н. МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 26 ИМЕНИ МАКОВОГО Н.Н. Подписано цифровой подписью: МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 26 ИМЕНИ МАКОВОГО Н.Н. Дата: 2024.01.19 14:23:24 +03'00' УТВЕРЖДЕНО решение педсовета протокол №1 от 31.08.2023года Председатель педсовета ___________Т.П.Акименко РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «Уроки мужества» Сроки реализации программы начальное общее образование (1-4 классы) Возраст обучающихся 7-10 лет Место курса в учебном плане 1 классы – 33 часа, 2-4 классы – 34 часа в год Программа составлена на основе постановления Правительства Российской Федерации от 30.12.2015 № 1493 «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» и приказа Министерства образования, науки и молодежной политики Краснодарского края от 14.08.2017 № 2974 «О мерах по повышению эффективности патриотического воспитания обучающихся образовательных организаций Краснодарского края в 2017-2018 учебном году». Составитель учитель начальных классов Бескоровайная Е.В. 2023-2024 учебный год 1. Результаты освоения курса внеурочной деятельности «Уроки мужества». Первый уровень результатов Ученики приобретут социально значимые знания: - об истории родной станицы, края и страны во Время Великой Отечественной войны; - о праздновании Победы в Великой Отечественной войне; Второй уровень результатов У учащихся формируются социально значимые отношения: - к историческому, культурному богатству родного края, Отечества; - ценностное отношение к людям военного времени, представителям старшего поколения; гуманное, милосердное отношения к людям, ценностное отношение к миру, негативное отношение к войне, проявлениям агрессии. Третий уровень результатов Школьники приобретут опыт социально значимого действия: -самоорганизации, организации совместных дел с другими учениками класса - нравственного взаимодействия с людьми разных поколений, национальностей, социальной коммуникации и реализации гражданской и патриотической позиции. Личностными результатами изучения программы «Уроки мужества» в школе является формирование следующих умений: • Развитие готовности и способности учащихся к саморазвитию и реализации творческого потенциала в духовной и предметнопродуктивной деятельности, высокой социальной и профессиональной мобильности на основе непрерывного образования и компетенции «уметь учиться»; • Формирование у подрастающего поколения верности Родине, готовности к служению Отечеству. • Формирование у обучающихся потребности в здоровом образе жизни. • Воспитание компетентного гражданина России, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны. • Формирование образа мира, ценностно-смысловых ориентаций и нравственных оснований личностного морального выбора; • Развитие самосознания, позитивной самооценки и самоуважения, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам; • Развитие готовности к самостоятельным поступкам и действиям, принятию ответственности за их результаты; • Целеустремленности и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей и жизненного оптимизма; формирование нетерпимости и умения противодействовать действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью и безопасности личности и общества в пределах своих возможностей. • Формирование толерантности и основ культуры межэтнического общения, уважения к языку, культурным, религиозным традициям, истории и образу жизни представителей народов России. • Формирование основ российской гражданской идентичности; • Пробуждение веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество; • Воспитание ценностного отношения к своему национальному языку и культуре; • Формирование патриотизма и гражданской солидарности; • • • • • Метапредметные результаты: овладевать способностью принимать и сохранять поставленную задачу; планировать, контролировать и оценивать свою деятельность; работать с информацией при подготовке материала, овладевать операциями мышления (анализ, синтез, классификация, группировка); умение распределять роли в группах и выполнять задание соответственно ролям и функциям; слушать и слышать, ясно и четко излагать свою точку зрения. Регулятивные УУД: - учиться совместно давать эмоциональную оценку своей деятельности и деятельности других; - определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя; учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника; - учиться отличать верно, выполненное задание от неверного; - формирование российской и гражданской идентичности на основе принятия учащимися демократических ценностей, развития толерантности в жизни; - поликультурном обществе, воспитания патриотических убеждений; освоение основных социальных ролей, норм и правил. Основой для формирования этих действий служит соблюдение технологии оценивания образовательных достижений. Познавательные УУД: - перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса; - перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы; - знание собственной истории (семьи, рода, фамилии) на фоне знания отечественного историко-культурного процесса; - знание о «малой родине» (родной край: история, культура, традиции, достижения, проблемы и др.); - знания о своем Отечестве, его истории, культуре, этносе, героических свершениях, достижениях, проблемах и др.; - понимание сущности и особенностей российского патриотизма; - знание содержания таких понятий и категорий, как «Отечество», «патриотизм», «патриот», «долг», «служение Отечеству», «национальные интересы», «защита Отечества» и др.; - понимание роли, места и значения России в мировой цивилизации, самобытности и уникальности нашего общества и государства, имеющих свой путь в истории человечества; - способность к анализу процессов и явлений, проблем и противоречий, присущих обществу и государству, понимание их причин и путей решения в интересах динамичного развития России. Коммуникативные УУД: - умение слушать, вести диалог в соответствии с целями и задачами общения, участвовать в коллективном обсуждении проблем и принятии решений, строить продуктивное сотрудничество со сверстниками и взрослыми, на основе овладения вербальными и невербальными средствами коммуникации, позволяющими осуществлять свободное общение на русском, родном и иностранных языках. - уметь выразительно читать и пересказывать содержание текста; - совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на занятиях и следовать им; - учиться согласованно работать в группе; - формирование компетентности в общении, включая сознательную ориентацию учащихся на позицию других людей как партнеров в общении и совместной деятельности. - развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем; - укрепление доверия к другим людям; - развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания другим людям; - становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций; - формирование осознанного и уважительного отношения к традиционным российским религиям и религиозным организациям, к вере и религиозным убеждениям; 2. Содержание курса внеурочной деятельности «Уроки мужества». Содержание урока мужества посвящено военной истории России, яркой летописи самоотверженной борьбы нашего народа, которая покрыла Русскую армию неувядаемой ратной славой за целостность и независимость родной земли. Принцип системного подхода, который предполагает анализ взаимодействия различных направлений нравственно-патриотического воспитания реализуется в процессе взаимосвязанного формирования представлений подростков о нравственно-патриотических чувствах в различных видах деятельности и действенного отношения к окружающему миру. «Уроки мужества» проводятся еженедельно, в соответствии с утвержденной тематикой и календарем памятных дат. № Разделы, темы Всего часов 8 9 Внеаудиторн ыые 6 7 Внеаудиторн ыые Аудиторные 5 Внеаудиторн ыые Аудиторные 3 4 «Дорогой мужества» «Огнем войны опаленные…» «В память о погибших» «Аллея Кубанской славы» «Доблесть Кубанского войска – славные атаманы!» «Ветераны Кубани» «Служи, о людях беспокоясь…» «По крохам подвиг собирая…» «День Победы – праздник со слезами на глазах…» 4 класс Внеаудиторн ыые Аудиторные 1 2 1 класс Аудиторные п/ п Количество часов 2 класс 3 класс 16 16 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 16 16 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 11 1 1 1 2 1 2 1 2 16 16 2 2 2 1 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 16 2 2 2 2 2 2 2 2 12 2 2 1 2 1 2 1 2 135 16 17 16 18 16 18 16 18 Характерис тика деятельност и обучающих ся Осознают себя как личность свои жизненные перспективы, жизненные цели, пути и способы их достижения. Овладеют патриотически м сознанием, нравственными и этическими ориентирами. Анализируют ответы своих сверстников, стремятся к самопознанию, погружению в свой внутренний мир и ориентация в нем Расширят свои знания о чувствах и эмоциях, сформируют умения управлять выражением своих чувств и эмоциональны х реакций. 3. Тематическое планирование занятий курса внеурочной деятельности «Уроки мужества» № п/п Наименование разделов и тем. Сентябрь 2023 года Кол-во часов 5 1 (1) День окончания Второй мировой войны 1 2 (2) 1 3(3) День солидарности в борьбе с терроризмом. Трагедия в Беслане. День памяти жертв блокады Ленинграда(1941 год) 4(4) Победа русских войск в Куликовской битве (1380 год) 1 5(5) Международный день мира. 1 Октябрь 2023 года 1 4 6(1) День Сухопутных войск России 1 7(2) 1 8(3) День разгрома советскими войсками немецкофашистких войск в битве за Кавказ (1943г.). День кубанского казачества (третья суббота октября) 9(4) День начала обороны Севостополя (1941) 1 Ноябрь 2023 года 1 3 10(1) День народного единства. 1 11 (2) 116 лет со дня рождения Жукова Г.К. (1896-1974), Маршала Советского Союза, четырежды Героя Советского Союза, министра обороны СССР (1955-1957) День матери в России. Декабрь 2023 года День Неизвестного солдата. День героев Отечества День взятия турецкой крепости Измаил русскими войсками под командованием Суворова А.В. День спасателя РФ. Январь 2024 года 1 116 лет со дня рождения Сергея Павловича Королева (1907-1966), русского конструктора ракетнокосмических систем. День полного освобождения города Ленинграда от фашистской блокады (1944) Международный День памяти жертв Холокоста Февраль 2024 года 1 12(3) 13(1) 14(2) 15(3) 16(4) 17(1) 18(2) 19(3) 1 4 1 1 1 1 3 1 1 4 Дата планир. Дата фактич. 20(1) 21(2) 22(3) 23(4) 24(1) 25(2) 26(1) 27(2) 28(3) 29(1) 30(2) 31(3) «Памяти героического десанта», в рамках Всероссийской акции «Бескозырка – 2024» День освобождения города Краснодара. День освобождения ст. Калининской от немецкофашистских захватчиков День защитника Отечества. Март 2024 года День спасателя Краснодарского края. День воссоединения Крыма и России. Апрель 2024 года Международный день освобожждения узников (восстание узников концлагеря Бухенвальд – 11 апреля 1945 г.) День космонавтики. Гагаринский урок «Космос – это мы». День реабилитации Кубанского казачества. Май 2024 года День присвоения городу – курорту Анапе и городу Туапсе почетного звания РФ «Город воинской славы» День Победы советского народа в ВОв 1941-1945 годов День учреждения ордена Отечественной войны. Согласовано Протокол заседания ШМО учителей начальных классов № 1 от 29.08. 2023 г. ________ Кулакова С.В. 1 1 1 1 2 1 1 3 1 1 1 3 1 1 1