1-4 Основы финансовой грамотности

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования, науки и молодёжной политики
Краснодарского края
Кущёвский район
МБОУ СОШ №26 им. Макового Н. Н.
Подписано цифровой
МУНИЦИПАЛЬНОЕ
подписью: МУНИЦИПАЛЬНОЕ
БЮДЖЕТНОЕ
БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬН ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УТВЕРЖДЕНО
ОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ
директор
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
СРЕДНЯЯ
________________________
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬН ШКОЛА № 26 ИМЕНИ
МАКОВОГО Н.Н.
АЯ ШКОЛА № 26 ИМЕНИ Дата: 2024.01.22 10:00:44
Акименко Т. П.
Протокол
№
от
«31»
августа
2023 г.
МАКОВОГО Н.Н.
+03'00'

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

внеурочной деятельности «Основы финансовой грамотности»
для обучающихся 1-4 класса
Срок реализации: 1 год
учитель: Воронина Ю. С.
Программа разработана на основе авторской программы «Финансовая
грамотность»: Е. А. Вигдорчик, И. В. Липсиц, Ю. Н. Корлюгова, 1–4 классы—
М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014, является составной частью основной
образовательной программы НОО, составлена в соответствии с требованиями
Федерального государственного образовательного стандарта НОО.

х. Средние Чубурки 2023

Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности «Основы финансовой грамотности» 1 - 4 класс
Разработана на основе документов:
Положения о внеурочной деятельности МБОУ СОШ № 26 им. Макового Н. Н. ; с учетом
реализации Программы воспитания; учебного плана МБОУ СОШ № 26 им. Макового Н. Н.
Цель изучения учебного курса «Основы финансовой грамотности» - развитие
экономического образа мышления, воспитание ответственности и нравственного поведения в
области экономических отношений в семье, формирование опыта применения полученных
знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи. Освоение
содержания опирается на межпредметные связи с курсами математики, литературы и
окружающего мира. Учебные материалы и задания подобраны в соответствии с возрастными
особенностями детей и включают задачи, практические задания, игры, мини-исследования и
проекты. В процессе изучения курса формируются умения и навыки работы учащихся с
текстами, таблицами, схемами, а также поиска, анализа и представления информации и
публичных выступлений.
Задачи программы:
1. Формировать представления о существенных сторонах финансовой грамотности.
2. Содействовать целостному восприятию и широкому охвату картины окружающего мира,
важной составной частью которого являются экономические отношения, с помощью
экономических категорий и понятий.
3. Научить детей пользоваться экономическим инструментарием.
4. Способствовать общему развитию школьников: развивать мышление, эмоциональноволевую сферу.
5. Развивать культуру экономического мышления.
6. Воспитывать ответственность и нравственное поведение в области экономических
отношений в семье.
Общая характеристика курса
Внеурочная деятельность для младших школьников является основой всего процесса
воспитания, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и
творческих способностей, основным каналом социализации личности. Воспитательный
потенциал достигается при работе с пословицами, поговорками, иллюстрациями, загадками,
фразеологизмами, высказываниями известных писателей, отрывками из стихотворений,
предложениями, словами, связанные общей темой. Большими воспитательными
возможностями обладают занятия на которых дети сочиняют сказки, рассказы, работают по
картинкам, картинам, которые вызывают эстетическое наслаждение и способствуют
развитию прекрасного в душе ребенка. Побуждение обучающихся соблюдать на занятиях
общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (педагогическими
работниками) и сверстниками (обучающимися), принципы учебной дисциплины и
самоорганизации; привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на
занятиях явлений, использование воспитательных возможностей содержания раздела через
подбор соответствующих заданий; включение в занятия игровых процедур, которые
помогают поддержать мотивацию обучающихся к получению знаний, налаживанию
позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению
доброжелательной атмосферы во время занятия. Привлечение внимания обучающихся к
ценностному аспекту изучаемых на занятиях явлений, использование воспитательных
возможностей содержания учебного курса через демонстрацию обучающимся примеров
ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности,
через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций

для обсуждения в классе. Привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту
изучаемых на занятиях явлений, использование воспитательных возможностей содержания
раздела через подбор соответствующих упражнений. Применение на занятиях
интерактивных форм работы с обучающимися: дидактического театра, где полученные на
занятиях знания обыгрываются в театральных постановках; включение в занятие игровых
процедур, которые помогают поддержать мотивацию обучающихся к получению знаний,
налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению
доброжелательной атмосферы во время занятия.
Место курса в плане внеурочной деятельности: учебный курс предназначен для
обучающихся 1–4х классов; рассчитан на 0,5 часа в неделю/17 часов в год в 1 -4 классе.
Содержание внеурочной деятельности
Тема 1. Введение в экономику Введение в экономику. Знакомство с понятием «экономика».
Для чего нужна экономика?
Форма: групповая, беседа
Вид деятельности: познавательная.
Тема 2. Потребности Потребности. Что такое «потребность». Какие бывают потребности;
Форма: групповая, беседа, игра
Вид деятельности: познавательная, игровая.
Тема 3. Источники удовлетворения потребностей Источники удовлетворения
потребностей. Почему все потребности нельзя удовлетворить. Виды потребностей. Мои
желания и потребности.
Форма: групповая, игра, беседа, практикум
Вид деятельности: познавательная, игровая
Тема 4. Домашнее хозяйство Домашнее хозяйство. Распределение ролей в семье. Домашние
обязанности в семье. Что такое бюджет семьи. Что такое «доходы» и «расходы». Важно ли
быть богатым. Посчитаем семейный бюджет.
Форма: групповая, индивидуальная, беседа, практикум
Вид деятельности: познавательная, ценностно-ориентированная.
Тема 5. Товары и услуги Что такое «товар». Какие бывают товары. Где можно приобрести
товары и услуги. Зачем нужна реклама. Роль рекламы.
Форма: групповая, индивидуальная, беседа, практикум
Вид деятельности: познавательная, ценностно-ориентированная.
Тема 6. Деньги Зачем нужны деньги. Как появились деньги. Деньги и страны. Где и как
хранятся деньги. Что такое источник дохода.
Форма: групповая, индивидуальная, беседа, практикум, игра
Вид деятельности: познавательная, ценностно-ориентированная, игровая.
Тема 7. Маркетинг Что такое «маркетинг». Обмен. Рынок. Торговля. Взаимоотношения
продавца и покупателя.
Конкуренция.
Форма: групповая, индивидуальная, беседа, практикум, игра
Вид деятельности: познавательная, ценностно-ориентированная, игровая.
Тема 8. Задачи от Гнома - Эконома Задачи с экономическим содержанием от Гнома –
Эконома.

Форма: групповая, практикум
Вид деятельности: познавательная, игровая.
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностными результатами освоения программы являются следующие умения: 
осознание себя как члена семьи, общества и государства: участие в обсуждении финансовых
проблем семьи, принятии решений о семейном бюджете;  овладение начальными
навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов,
простые вычисления в области семейных финансов;  развитие самостоятельности и
осознание личной ответственности за свои поступки: планирование собственного бюджета и
сбережений, понимание финансового положения семьи;  развитие навыков сотрудничества
со взрослыми и сверстниками в  разных игровых и реальных экономических ситуациях.
Метапредметными результатами освоения программы является формирование следующих
универсальных учебных действий (УУД):
Познавательные УУД:  освоение способов решения проблем творческого и поискового
характера;  использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа и
представления информации;  овладение логическими действиями сравнения, обобщения,
классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения
рассуждений, отнесения к известным понятиям;  овладение базовыми предметными и
межпредметными понятиями;
Регулятивные УУД:  понимание цели своих действий;  составление простых планов с
помощью учителя;  проявление познавательной и творческой инициативы;  оценка
правильности выполнения действий;  адекватное восприятие предложений товарищей,
учителей, родителей.
Коммуникативные УУД:  составление текстов в устной и письменной формах;  умение
слушать собеседника и вести диалог;  умение признавать возможность существования
различных точек зрения и права каждого иметь свою;  умение излагать свое мнение и
аргументировать свою точку зрения и оценку событий;  умение договариваться о
распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный
контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и
поведение окружающих.
Предметными результатами изучения курса «Основы финансовой грамотности» являются:
понимание и правильное использование экономических терминов; 
представление о роли денег в семье и обществе; 
умение характеризовать виды и функции денег; 
знание источников доходов и направлений расходов семьи; 
умение рассчитывать доходы и расходы и составлять простой семейный бюджет;
определение элементарных проблем в области семейных финансов и путей их решения;
проведение элементарных финансовых расчетов.

УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
1. Введение в финансовую грамотность: учебное пособие для начальной школы/
Е.Л.Рутковская, А.В.Половникова, А.А.Козлова и др. – Москва: Издательство «Интеллект –
Центр», 2020.
2. Методические рекомендации для учителей начальной школы к учебно-методическому
комплексу «Введение в финансовую грамотность» / Е.Л.Рутковская, А.В.Половникова,
А.А.Козлова и др. – Москва: Издательство «Интеллект – Центр», 2020.
3. Введение в финансовую грамотность: практикум к учебному пособию для начальной
школы/ Е.Л.Рутковская, А.В.Половникова, А.А.Козлова и др. – Москва: Издательство
«Интеллект – Центр», 2020
4. Бойко М. Азы экономики. М.: Издатель «Книга по требованию», 2015. 470 с.
5. Годфри Дж. Как научить ребёнка обращаться с деньгами. М.: Добрая книга, 2006.
6. Гольдберг Л. Дети и деньги: как научить ценить, экономить и тратить. М.: Вектор, 2008.
7. Горяев А., Чумаченко В. Финансовая грамота для школьников. М.: Российская
экономическая школа, 2010.
8. Давыдкина Е.И. Урок физики в современной школе. Горно- Алтайск: Горно-Алтайский
государственный университет. Режим доступа: http://e-lib.gasu.ru/eposobia/davydkina/
9. Детский экономический словарь, или Маленькие рассказы не очень маленьким детям об
экономике. М.: Просвещение, 1997.
10. Думная Н.Н., Рябова О.А., Карамова О.В. Как вести семейный бюджет: учебное пособие /
под ред. Н.Н. Думной. М.: Интеллект-Центр, 2010.
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ : https://uchi.ru https://education.yandex.ru/
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов: http://school-collektion.edu/ru
https://fmc.hse.ru/primarySchool - Методические материалы по финансовой грамотности для
начальной школы http://финграмотностьвшколе.рф/projects/ - Финансовая грамотность
https://www.fingram39.ru/materials/nachalnaya-shkola/ - Финансовая грамотность

Календарно-тематическое планирование
Количество часов в неделю-0,5 ч
Количество часов в год - 17 ч
№ п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17

Тема урока

Дата план Дата факт Электронные цифровые
образовательные ресурсы
Введение в экономику
06.09
http://www. azbukafinansov.ru/
Что такое «потребность».
13.09
http://ecschool.hse. ru
Какие бывают потребности.
20.09
http://ecschool.hse. ru
Домашнее хозяйство.
27.09
http://вашифинансы.рф
Распределение ролей в семье.
04.10
http://вашифинансы.рф
Домашние обязанности в семье. 11.10
http://хочумогузнаю.рф
Что такое бюджет семьи.
18.10
http://www.7budget.ru/
Какие бывают товары
25.10
http://www.7budget.ru/
Где можно приобрести товары и 08.11
http://хочумогузнаю.рф
услуги.
Зачем нужна реклама.
15.11
http://хочумогузнаю.рф
Что такое «товар».
22.11
http://хочумогузнаю.рф
Товар и деньги-игра.
29.11
http://www.mind-map.ru/
Рынок- игра.
06.12
http://www.mind-map.ru/
Зачем нужны деньги
13.12
http://www.mind-map.ru/
Как появились деньги.
20.12
http://www.mind-map.ru/
Что такое источник дохода.
27.12
http://хочумогузнаю.рф
Итоговое занятие
10.01
http://открытыйурок.рф


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».