МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования, науки и молодёжной политики Краснодарского края Кущёвский район МБОУ СОШ №26 им. Макового Н. Н. Подписано цифровой МУНИЦИПАЛЬНОЕ подписью: МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬН ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УТВЕРЖДЕНО ОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ директор ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДНЯЯ ________________________ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬН ШКОЛА № 26 ИМЕНИ МАКОВОГО Н.Н. АЯ ШКОЛА № 26 ИМЕНИ Дата: 2024.01.22 10:00:44 Акименко Т. П. Протокол № от «31» августа 2023 г. МАКОВОГО Н.Н. +03'00' РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «Основы финансовой грамотности» для обучающихся 1-4 класса Срок реализации: 1 год учитель: Воронина Ю. С. Программа разработана на основе авторской программы «Финансовая грамотность»: Е. А. Вигдорчик, И. В. Липсиц, Ю. Н. Корлюгова, 1–4 классы— М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014, является составной частью основной образовательной программы НОО, составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта НОО. х. Средние Чубурки 2023 Пояснительная записка Рабочая программа внеурочной деятельности «Основы финансовой грамотности» 1 - 4 класс Разработана на основе документов: Положения о внеурочной деятельности МБОУ СОШ № 26 им. Макового Н. Н. ; с учетом реализации Программы воспитания; учебного плана МБОУ СОШ № 26 им. Макового Н. Н. Цель изучения учебного курса «Основы финансовой грамотности» - развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в семье, формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи. Освоение содержания опирается на межпредметные связи с курсами математики, литературы и окружающего мира. Учебные материалы и задания подобраны в соответствии с возрастными особенностями детей и включают задачи, практические задания, игры, мини-исследования и проекты. В процессе изучения курса формируются умения и навыки работы учащихся с текстами, таблицами, схемами, а также поиска, анализа и представления информации и публичных выступлений. Задачи программы: 1. Формировать представления о существенных сторонах финансовой грамотности. 2. Содействовать целостному восприятию и широкому охвату картины окружающего мира, важной составной частью которого являются экономические отношения, с помощью экономических категорий и понятий. 3. Научить детей пользоваться экономическим инструментарием. 4. Способствовать общему развитию школьников: развивать мышление, эмоциональноволевую сферу. 5. Развивать культуру экономического мышления. 6. Воспитывать ответственность и нравственное поведение в области экономических отношений в семье. Общая характеристика курса Внеурочная деятельность для младших школьников является основой всего процесса воспитания, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности. Воспитательный потенциал достигается при работе с пословицами, поговорками, иллюстрациями, загадками, фразеологизмами, высказываниями известных писателей, отрывками из стихотворений, предложениями, словами, связанные общей темой. Большими воспитательными возможностями обладают занятия на которых дети сочиняют сказки, рассказы, работают по картинкам, картинам, которые вызывают эстетическое наслаждение и способствуют развитию прекрасного в душе ребенка. Побуждение обучающихся соблюдать на занятиях общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (педагогическими работниками) и сверстниками (обучающимися), принципы учебной дисциплины и самоорганизации; привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на занятиях явлений, использование воспитательных возможностей содержания раздела через подбор соответствующих заданий; включение в занятия игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию обучающихся к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время занятия. Привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на занятиях явлений, использование воспитательных возможностей содержания учебного курса через демонстрацию обучающимся примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе. Привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на занятиях явлений, использование воспитательных возможностей содержания раздела через подбор соответствующих упражнений. Применение на занятиях интерактивных форм работы с обучающимися: дидактического театра, где полученные на занятиях знания обыгрываются в театральных постановках; включение в занятие игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию обучающихся к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время занятия. Место курса в плане внеурочной деятельности: учебный курс предназначен для обучающихся 1–4х классов; рассчитан на 0,5 часа в неделю/17 часов в год в 1 -4 классе. Содержание внеурочной деятельности Тема 1. Введение в экономику Введение в экономику. Знакомство с понятием «экономика». Для чего нужна экономика? Форма: групповая, беседа Вид деятельности: познавательная. Тема 2. Потребности Потребности. Что такое «потребность». Какие бывают потребности; Форма: групповая, беседа, игра Вид деятельности: познавательная, игровая. Тема 3. Источники удовлетворения потребностей Источники удовлетворения потребностей. Почему все потребности нельзя удовлетворить. Виды потребностей. Мои желания и потребности. Форма: групповая, игра, беседа, практикум Вид деятельности: познавательная, игровая Тема 4. Домашнее хозяйство Домашнее хозяйство. Распределение ролей в семье. Домашние обязанности в семье. Что такое бюджет семьи. Что такое «доходы» и «расходы». Важно ли быть богатым. Посчитаем семейный бюджет. Форма: групповая, индивидуальная, беседа, практикум Вид деятельности: познавательная, ценностно-ориентированная. Тема 5. Товары и услуги Что такое «товар». Какие бывают товары. Где можно приобрести товары и услуги. Зачем нужна реклама. Роль рекламы. Форма: групповая, индивидуальная, беседа, практикум Вид деятельности: познавательная, ценностно-ориентированная. Тема 6. Деньги Зачем нужны деньги. Как появились деньги. Деньги и страны. Где и как хранятся деньги. Что такое источник дохода. Форма: групповая, индивидуальная, беседа, практикум, игра Вид деятельности: познавательная, ценностно-ориентированная, игровая. Тема 7. Маркетинг Что такое «маркетинг». Обмен. Рынок. Торговля. Взаимоотношения продавца и покупателя. Конкуренция. Форма: групповая, индивидуальная, беседа, практикум, игра Вид деятельности: познавательная, ценностно-ориентированная, игровая. Тема 8. Задачи от Гнома - Эконома Задачи с экономическим содержанием от Гнома – Эконома. Форма: групповая, практикум Вид деятельности: познавательная, игровая. Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности Личностными результатами освоения программы являются следующие умения: осознание себя как члена семьи, общества и государства: участие в обсуждении финансовых проблем семьи, принятии решений о семейном бюджете; овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, простые вычисления в области семейных финансов; развитие самостоятельности и осознание личной ответственности за свои поступки: планирование собственного бюджета и сбережений, понимание финансового положения семьи; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях. Метапредметными результатами освоения программы является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД): Познавательные УУД: освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации; овладение логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями; Регулятивные УУД: понимание цели своих действий; составление простых планов с помощью учителя; проявление познавательной и творческой инициативы; оценка правильности выполнения действий; адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей. Коммуникативные УУД: составление текстов в устной и письменной формах; умение слушать собеседника и вести диалог; умение признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; умение излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. Предметными результатами изучения курса «Основы финансовой грамотности» являются: понимание и правильное использование экономических терминов; представление о роли денег в семье и обществе; умение характеризовать виды и функции денег; знание источников доходов и направлений расходов семьи; умение рассчитывать доходы и расходы и составлять простой семейный бюджет; определение элементарных проблем в области семейных финансов и путей их решения; проведение элементарных финансовых расчетов. УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА 1. Введение в финансовую грамотность: учебное пособие для начальной школы/ Е.Л.Рутковская, А.В.Половникова, А.А.Козлова и др. – Москва: Издательство «Интеллект – Центр», 2020. 2. Методические рекомендации для учителей начальной школы к учебно-методическому комплексу «Введение в финансовую грамотность» / Е.Л.Рутковская, А.В.Половникова, А.А.Козлова и др. – Москва: Издательство «Интеллект – Центр», 2020. 3. Введение в финансовую грамотность: практикум к учебному пособию для начальной школы/ Е.Л.Рутковская, А.В.Половникова, А.А.Козлова и др. – Москва: Издательство «Интеллект – Центр», 2020 4. Бойко М. Азы экономики. М.: Издатель «Книга по требованию», 2015. 470 с. 5. Годфри Дж. Как научить ребёнка обращаться с деньгами. М.: Добрая книга, 2006. 6. Гольдберг Л. Дети и деньги: как научить ценить, экономить и тратить. М.: Вектор, 2008. 7. Горяев А., Чумаченко В. Финансовая грамота для школьников. М.: Российская экономическая школа, 2010. 8. Давыдкина Е.И. Урок физики в современной школе. Горно- Алтайск: Горно-Алтайский государственный университет. Режим доступа: http://e-lib.gasu.ru/eposobia/davydkina/ 9. Детский экономический словарь, или Маленькие рассказы не очень маленьким детям об экономике. М.: Просвещение, 1997. 10. Думная Н.Н., Рябова О.А., Карамова О.В. Как вести семейный бюджет: учебное пособие / под ред. Н.Н. Думной. М.: Интеллект-Центр, 2010. ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ : https://uchi.ru https://education.yandex.ru/ Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов: http://school-collektion.edu/ru https://fmc.hse.ru/primarySchool - Методические материалы по финансовой грамотности для начальной школы http://финграмотностьвшколе.рф/projects/ - Финансовая грамотность https://www.fingram39.ru/materials/nachalnaya-shkola/ - Финансовая грамотность Календарно-тематическое планирование Количество часов в неделю-0,5 ч Количество часов в год - 17 ч № п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 Тема урока Дата план Дата факт Электронные цифровые образовательные ресурсы Введение в экономику 06.09 http://www. azbukafinansov.ru/ Что такое «потребность». 13.09 http://ecschool.hse. ru Какие бывают потребности. 20.09 http://ecschool.hse. ru Домашнее хозяйство. 27.09 http://вашифинансы.рф Распределение ролей в семье. 04.10 http://вашифинансы.рф Домашние обязанности в семье. 11.10 http://хочумогузнаю.рф Что такое бюджет семьи. 18.10 http://www.7budget.ru/ Какие бывают товары 25.10 http://www.7budget.ru/ Где можно приобрести товары и 08.11 http://хочумогузнаю.рф услуги. Зачем нужна реклама. 15.11 http://хочумогузнаю.рф Что такое «товар». 22.11 http://хочумогузнаю.рф Товар и деньги-игра. 29.11 http://www.mind-map.ru/ Рынок- игра. 06.12 http://www.mind-map.ru/ Зачем нужны деньги 13.12 http://www.mind-map.ru/ Как появились деньги. 20.12 http://www.mind-map.ru/ Что такое источник дохода. 27.12 http://хочумогузнаю.рф Итоговое занятие 10.01 http://открытыйурок.рф