муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Кущёвского района Краснодарского края средняя общеобразовательная школа №26 имени Макового Н.Н. х. Средние Чубурки МУНИЦИПАЛЬНОЕ Подписано цифровой подписью: БЮДЖЕТНОЕ МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛ БЮДЖЕТНОЕ УТВЕРЖДАЮ: ЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНО приказ № 1 Е УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ от 31.08____2023г. СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНА Директор школы Я ШКОЛА № 26 ИМЕНИ ЬНАЯ ШКОЛА № 26 МАКОВОГО Н.Н. _______________Акименко Т.П. ИМЕНИ МАКОВОГО Дата: 2024.01.22 10:18:29 +03'00' Н.Н. Дополнительная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности «Театр у микрофона» программу разработала: Кулик С.И., учитель русского языка и литературы. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа составлена в соответствии с: • Федеральным законом Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. 21.07.2014 года) «Об образовании в Российской Федерации»; • Концепцией развития дополнительного образования детей (утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 года № 1726-р); • Санитарно-эпидемиологическими правилами (СанПиН 2.4.3648-20) «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденные постановлением Главного государственно санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 №189 (в ред. постановления Главного государственного санитарного врача РФ №28 от 28.09.2020); • Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 №196 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам" Развитие творческой личности не представляется возможным без использования такого эффективного средства воспитания как художественное творчество, особое место в котором занимает театр, способный приобщить к общечеловеческим духовным ценностям и сформировать творческое отношение к действительности, являясь средством и способом самопознания, самораскрытия и самореализации. Театр своей многомерностью, своей многоликостью и синтетической природой способен помочь ребенку раздвинуть рамки постижения мира, увлечь его добром, желанием делиться своими мыслями, умением слышать других, развиваться, творя (разумеется, на первых порах с педагогом) и играя. Особое значение театральное творчество приобретает в начальной школе. Оно не только помогает воспитывать, но и обучает с помощью игры, т.к. для детей игра в этом возрасте – основной вид деятельности, постоянно перерастающий в работу (обучение). Цель: воспитание и развитие понимающего, умного, воспитанного театрального зрителя, обладающего художественным вкусом, необходимыми знаниями, собственным мнением. Задачи: · опираясь на синтетическую природу театрального искусства, способствовать раскрытию и развитию творческого потенциала каждого ребенка; · помочь овладеть навыками коллективного взаимодействия и общения; · через театр привить интерес к мировой художественной культуре и дать первичные сведения о ней; · научить творчески, с воображением и фантазией, относиться к любой работе. Изучение основ актёрского мастерства способствует формированию у школьников художественного вкуса и эстетического отношения к действительности. Раннее формирование навыков грамотного драматического творчества у школьников способствует их гармоничному художественному развитию в дальнейшем. Рабочая программа данного курса ориентирована на детей в возрасте от 8 до 11 лет. Рассчитана на 1 год. Проводится 1 раз в неделю. 34 часа. Предполагаемые умения и навыки детей • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • Ориентируются в пространстве, равномерно размещаясь на площадке. Умеют двигаться в заданном ритме, по сигналу педагога соединяясь в пары, тройки или цепочки. Умеют запоминать заданные педагогом мизансцены. Свободно и естественно выполняют на сцене простые физические действия. Умеют сочинять индивидуальный или групповой этюд на заданную тему. Умеют менять по заданию педагога высоту и силу звучания голоса. Умеют произносить скороговорку и стихотворный текст в движении и разных позах. Умеют произносить на одном дыхании длинную фразу или четверостишие. Умеют произносить одну и ту же фразу или скороговорку с разными интонациями. Умеют читать наизусть стихотворный текст, правильно произнося слова и расставляя логические ударения. Умеют строить диалог с партнером на заданную тему. Умеют подбирать рифму к заданному слову. Умеют составлять диалог между сказочными героями. Знают наизусть стихотворения русских и зарубежных авторов. Знают виды и особенности театрального искусства. Знают театральную терминологию и культуру зрителя. Умеют работать в коллективе и согласовывать свои действия с другими. рассказать, чем сегодняшний день отличается от вчерашнего; рассказать или показать свои наблюдения за миром людей, природы, предметов; двигаться по кругу хаотично и в ритме, заданном педагогом; построить этюд в паре с любым партнером; объяснить условие задания 2-3 ребятам, организовать группой его выполнение; поддержать диалог с партнером; описать эмоции, которые испытывает герой этюда (художественного произведения), уметь дать истолкование этим эмоциям; описать собственные эмоции; интерпретировать эмоциональное состояние животного и человека по его пластике, поступкам; запомнить: свои места в течение 3-4 передвижений; текст из 2-3 стихотворных строф, написанных простым размером, в ходе выполнения упражнения; знать 7-10 произведений из русского фольклора, уметь рассказать сюжеты 3-5 русских народных сказок, уметь пересказать 3-4 сюжета сказок из фольклора зарубежных стран, рассказать 5-10 стихотворений. Календарно – тематическое планирование № п/п Тема занятия Содержание и форма проведения Дата проведения План. 1 Язык жестов. 2 Дикция. Упражнения для развития хорошей дикции. Просмотр телеспектакля 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 Беседа. Искусство пантомимы. Игры «Расскажи без слов» и т.д. Скороговорки, упражнения на произношение отдельных звуков. Подготовка к восприятию спектакля. Беседа о правилах поведения во время представления. Игры на развитие Игра «10 масок». Игры на развитие артистических мимики, на перевоплощение, способностей. пальчиковые игры. Осень в гости к нам Чтение стихов, сказок, рассказов об пришла. осени. Стихи ко Дню Учителя. Инсценирование отрывков из сказок. Прослушивание музыкальных произведений. Читаем стихи Конкурс «Лучший чтец класса». детских поэтов. Обсуждение выступления. Положительная оценка каждого чтеца. Самооценка. Чтение сценария Изготовление декораций. Работа над русской народной ролями. Прослушивание музыкальных сказки «Репка» на отрывков. новый лад. Репетиция Обсуждение постановки. Обмен спектакля по сказке впечатлениями. Положительная оценка «Репка» деятельности каждого актера. Показ русской Выступление к Празднику Единства. народной сказки «Репка». Работа над темпом Чтение в различном темпе (средний, речи, интонацией, быстрый, медленный). Чтение дикцией. с дирижёрством (показ рукой повышения, понижения интонации, ровная интонация). Проговаривание скороговорок. Игры на развитие Игра «Веселые диалоги», игра артистических «Поэтический калейдоскоп». способностей. Подготовка к Дню Распределение ролей, стихов, выбор 7.09 14.09 21.09 28.09 5.10 12.10 19.10 26.10 2.11 9.11 16.11 23.11 Факт. 13 14 15 16 17 18 19 20 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. Матери. костюмов. Литературномузыкальная композиция к Дню Матери. Знакомство со сценарием новогоднего спектакля Репетиция новогоднего спектакля Постановка спектакля по сказке Стихотворные сценки, исполнение песен, частушек 30.11 Выбор, изготовление декораций, костюмов, распределение ролей 7.12 Обсуждение характеров героев. Ознакомление с техникой работы с куклами. Разучивание ролей. Работа над дикцией. Изготовление реквизита. Прослушивание отрывков из музыкальных произведений. Премьера Обсуждение постановки. Обмен спектакля по сказке впечатлениями. Положительная оценка деятельности каждого актера. Обрядовые песни. Знакомство со сценарием. Обсуждение Колядки. характера героев. Отбор музыкального Празднование материала. рождества. Обрядовые песни. Репетиция ролей. Работа над дикцией. Колядки. Изготовление декораций. Празднование рождества. Русские народные Репетиция ролей. Разучивание плясовые. движений. Изготовление декораций. Хороводы. Постановка танцевальных номеров. Изготовление афиши и пригласительных билетов. Конкурс «Живая Выбор и распределение прозаических классика» художественных произведений . Конкурс «Живая Работа над прозаическими классика» художественными произведениями, над дикцией. Артистизм. Воины-защитники Конкурс стихов, посвящённых Дню Родины. Защитника Отечества. Песни военных лет. Инсценировка песен военных лет «Мамино сердце» Литературно-музыкальная композиция к Дню Восьмого марта. Инсценировка Знакомство с детскими произведениями. сказок и веселых Работа над дикцией. Изготовление стихов К.И. реквизита. Прослушивание отрывков из Чуковского музыкальных произведений. Инсценировка Изготовление декораций. Работа над сказок, рассказов о ролями, костюмами. детях. Рождение театра в Экскурсия в историю: русские ярмарки, 14.12 21.12 28.12 11.01 18.01 25.01 1.02 8.02 15.02 22.02 7.03 14.03 21.03 4.04 России. Искусство скоморохов. игра скоморохов, народные гулянья. Рождение театра. 29. Мимика и жесты. Сценки без слов. Обучение мимике и жестам. Умение сказать без слов. 11.04 30. Понятие«общение» , говорить и слушать. Игры на развитие артистических способностей. Строки, опалённые войной. Школьные годы чудесные. Итоги занятий в кружке. Речевой этикет в различных ситуациях. Импровизация. 18.04 Игра «Веселые диалоги», игра «Поэтический калейдоскоп». 25.04 Чтение стихов о войне к Дню Победы. 8.05 Разучивание сценок из школьной жизни, частушек, стихов к Последнему звонку. Награждение самых активных участников кружка. 16.05 31. 32. 33. 34 23.05 Программа предусматривает использование следующих форм проведения занятий: · игра; · беседа; · иллюстрирование; · изучение основ сценического мастерства; · мастерская образа; · мастерская костюма, декораций; · инсценировка прочитанного произведения; · постановка спектакля; · посещение спектакля; · работа в малых группах; · актёрский тренинг; · экскурсия; · выступление. На занятиях используются индивидуальный, фронтальный, групповые формы контроля Содержание программы Программа театрального кружка «Театр у микрофона»» включает разделы: 1. «Мы играем – мы мечтаем!» 2. Истоки театра. 3. Основы актёрского мастерства. 4. Наш театр. Для изучения разделов «Истоки театра» и «Основы актёрского мастерства» рекомендуется использовать «Театр. Пособие для дополнительного образования» И.А. Генералова. Литература: 1.Букатов В. М., Ершова А. П. Я иду на урок: Хрестоматия игровых - М.: «Первое сентября», 2000. 2.Ганелин Е.Р. Программа обучения детей основам сценического приемов обучения. искусства «Школьный театр». http://www.teatrbaby.ru/metod_metodika.htm 3. Генералов И.А. Театр. Пособие для дополнительного образования. 2-й класс. 3-й класс. 4-й класс. – М.: Баласс, 2009. 4.Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя /Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2010. 5.Ершова А.П. Уроки театра на уроках в школе: Театральное обучение школьников I-XI классов. М., 1990. 6.Образовательная система «Школа 2100» Сборник программ. Дошкольное образование. Начальная школа (Под научной редакцией Д.И. Фельдштейна). М.: Баласс, 2008. 7.Ладыженская Т.А. и др. Детская риторика в рассказах и рисунках: Учебная тетрадь для первоклассника. В 2-х ч. – М. Издательский дом. С-инфо; Издательство «Баласс», 2006. 8. Похмельных А.А. Образовательная программа «Основы театрального искусства». youthnet.karelia.ru/dyts/programs/2009/o_tea.doc 9. Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ. Художественные кружки. – М.: Просвещение, 1981. 10. Сборник детских скороговорок. http://littlehuman.ru/393/