1\f}.HI,IU'IIIAJIbHOE EIOAXETHOE OBIIIEOBPA3OBATE,'IBHOE YqPEXMHI4E CPEAII{fi OEIIIEOEPA3OBATEJIbHA' IIIKOJIA J\! 26 I{MEHI,I MAKOBOTO H.H. Vrrepr4qaro colrl .Ilt 26 iff.ryr.ffs'o'o'''o'o PAEOqAfl IIPOTPAMMA KyPCA BHEyPOqHOfr AEflTEJTbHOCTI ( ECTECTBEHHOHAYIIHA.fl IPAMOTHOCTb> (SKJTACC) Cocras[reflr: Ky.nurcC.ll. 2024r Пояснительная записка Рабочая программа составлена на основе Модуля «Естественнонаучная естественно-научная грамотность. Человек и его здоровье» А.А.Гилев, к.ф.-м.н., и.о.зав.кафедрой, Самара: СИПКРО. В соответствии с приказом Минобрнауки России от 31.12.2015 № 1577 рабочие программы курсов, в том числе внеурочной деятельности, разрабатываются на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования с учетом основных программ, включенных в ее структуру. Основной целью программы является развитие функциональной грамотности учащихся 5 классов как индикатора качества и эффективности образования, равенства доступа к образованию. Уровень изучения предмета – базовый. Изучение курса рассчитано на 17 часов. Данная программа рассчитана на преподавание в 5 классе из расчета 1 час в неделю. Рабочая программа составлена на основе: 1. Способности человека формулировать, применять и интерпретировать информацию в разнообразных контекстах. Эта способность включает рассуждения, использование понятий области естествознания, процедур, фактов и инструментов, чтобы описать, объяснить и предсказать явления. 2. Конструктивному, активному и размышляющему гражданину (математическая грамотность); 3. Способности человека понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни (читательская грамотность); 4. Способности человека осваивать и использовать естественнонаучные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественнонаучных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов в связи с естественнонаучной проблематикой; понимать основные особенности естествознания как формы человеческого познания; демонстрировать осведомленность в том, что естественные науки и технология оказывают влияние на материальную, интеллектуальную и культурную сферы общества; проявлять активную гражданскую позицию при рассмотрении проблем, связанных с естествознанием (естественнонаучная грамотность); 5. Способности человека принимать эффективные решения в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни. Основные виды деятельности обучающихся: самостоятельное чтение и обсуждение полученной информации с помощью вопросов (беседа, дискуссия, диспут); выполнение практических заданий; поиск и обсуждение материалов в сети Интернет; решение ситуационных и практико-ориентированных задач. В целях развития познавательной активности обучающихся на занятиях можно использовать дидактические игры и опыты, разрабатывать и реализовывать минипроекты, организовывать турниры и конкурсы. Планируемые результаты освоения учебного предмета Проектирование достижения планируемых образовательных результатов учебного курса Уровни ПОР Типовые задачи Инструменты и средства 5 класс Уровень узнавания и понимания Учим воспринимать и объяснять информацию Находит и извлекает информацию из различных текстов Определить вид текста, его источник. Обосновать своё мнение. Выделить основную мысль в текст, резюмировать его идею. Предложить или объяснить заголовок, название текста. Ответить на вопросы словами текста. Составить вопросы по тексту. Продолжить предложение словами из текста. Определить назначение текста, привести примеры жизненных ситуаций, в которых можно и нужно использовать информацию из текста. Тексты (учебный, художественный, научнопопулярный, публицистический; повествовательный, описательный, объяснительный; медийный). По содержанию тексты должны быть математические, естественнонаучные, финансовые. Объём: не более одной страницы. Личностные результаты ученик научится: формировать понятие о целостном мировоззрении, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практике, учитывающее социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира; • знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий; • формировать готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания; • формировать ценности здорового и безопасного образа жизни. ученик получит возможность научиться: • критическому отношению к информации и избирательности её восприятия; • формировать познавательные интересы и мотивы, направленные на изучение живой природы; интеллектуальные умения (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); • формировать основы экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде; • формировать эстетическое отношение к живым объектам. Метапредметные результаты • ученик научится: • находить проблему исследования, ставить вопросы, выдвигать гипотезу, предлагать альтернативные способы решения проблемы и выбирать из них наиболее эффективный, классифицировать объекты исследования, структурировать изучаемый материал, аргументировать свою позицию, формулировать выводы и заключения; • самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности извлекать информацию из различных источников (включая средства массовой информации и интернет-ресурсы); • готовить сообщения и презентации с использованием материалов, полученных из Интернета и других источников; • владению основами самоконтроля, самооценки, принятию решений и осуществлению осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности. ученик получит возможность научиться: • оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения; • критически оценивать информацию, добытую из различных источников; • выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью, своему и окружающих; • адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию. • Содержание учебного предмета с указанием форм ее организации и видов деятельности Модуль «Основы естественнонаучной грамотности» 5 класс Содержание Введение Звуковые явления Строение и свойства вещества Вода Формы организации Беседа, учебный эксперимент. Находит и извлекает информацию из различных текстов Наблюдение физических явлений Находит и извлекает информацию из различных текстов Находит и извлекает информацию из различных текстов, моделирует. Находит и извлекает информацию из различных текстов Презентация. Учебный эксперимент. Наблюдение физических явлений Презентация. Учебный эксперимент. Наблюдение физических явлений Беседа. Презентация Земля как часть Вселенной. Уникальность планеты Земля. Организмы Итоговая аттестация Виды деятельности учащихся Работа с коллекциями минералов и горных пород. Тестирование Находит и извлекает информацию из различных текстов, интерпретирует. Находит и извлекает информацию из различных текстов Находит и извлекает информацию из различных текстов Календарно - тематическое планирование № Дата Название темы План Факт Раздел 1. Введение – 3 часа. Примечание Знакомство с предметом. Различные способы описания мира. Наблюдение и поиск закономерностей. Научный подход к изучению мира. Способы постановки экспериментов. Раздел 2. Звуковые явления – 1 час. Слышимые и неслышимые звуки. Шум и его воздействие на человека. Раздел 3. Строение и свойства вещества – 2 часа. Движение и взаимодействие частиц. Признаки химических реакций. Решение заданий. Раздел 4. Вода – 2 часа. Уникальность воды. Три состояния воды. Тепловое расширение воды. Вода – растворитель. Раздел 5. Земля как часть Вселенной. Уникальность планеты Земля. – 7 часов. Звезды на небе. Земля – наш дом. Солнце. Солнечная система. Земля, ее внутреннее строение. Знакомство с минералами, горной породой и рудой. Атмосфера Земли. Уникальность планеты Земля. Условия для существования на Земле. Раздел 6.Организмы– 2 часа. Свойства Живых организмов. Решение заданий. Итоговая аттестация. ВСЕГО 17ч Учебно-методическое обеспечение и информационное обеспечение программы (литература) Естественнонаучная грамотность. Сборник эталонных заданий. Выпуск 1: учеб.пособие для общеобразоват.организаций / Г.С. Ковалёва, А.Ю. Пентин, Е.А. Никишова, Г.Г. Никифоров; под ред. Г.С. Ковалёвой, А.Ю. Пентина. – М. ; СПб. : Просвещение, 2020. Естественнонаучная грамотность. Сборник эталонных заданий. Выпуск 2: учеб.пособие для общеобразоват.организаций / Г.С. Ковалёва, А.Ю. Пентин, Е.А. Никишова, Г.Г. Никифоров; под ред. Г.С. Ковалёвой, А.Ю. Пентина. – М. ; СПб. : Просвещение, 2021. / О.А. Абдулаева, А.В. Ляпцев; под ред. И.Ю. Алексашиной. – М. : Просвещение, 2020. Естественнонаучная грамотность. Земля и космические системы. Тренажёр. 7-9 классы: учеб.пособие для общеобразоват.организаций / О.А. Абдулаева, А.В. Ляпцев, Д.С. Ямщикова; под ред. И.Ю. Алексашиной. – М. : Просвещение, 2020. Медиабанк по функциональной грамотности ГК «Просвещение» https://media.prosv.ru/fg/ Сетевой комплекс информационного взаимодействия субъектов Российской Федерации в проекте «Мониторинг формирования функциональной грамотности учащихся» http://skiv.instrao.ru/ Электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности https://fg.resh.edu.ru/ МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №26 ИМЕНИ МАКОВОГО Н.Н. КУЩЁВСКИЙ РАЙОН УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ СОШ №26 им.МАКОВОГО Н.Н. Приказ № 1 от «30» августа 2023 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «Естественнонаучная грамотность» ( 6 класс) на 2023-2024 учебный год (17ч – 0,5 час в неделю) Составитель: КУЛИК СВЕТЛАНА ИВАНОВНА учитель русского языка Пояснительная записка Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Функциональная грамотность. Естественнонаучная грамотность» подготовлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, реализует его основные идеи, конкретизирует цели и задачи, отражает обязательное для усвоения содержания обучения (предмет). Одним из направлений функциональной грамотности, в рамках внешней оценки учебных достижений обучающихся, является естественнонаучная грамотность, под которой понимается способность использовать естественнонаучные знания, умения, навыки и доказательства, оценивать достоверность информации, выявлять главные проблемы, составлять вероятные изменения и формулировать обоснованные выводы, необходимые для восприятия окружающего мира и тех изменений, которые вносит в него деятельность человека и общества. Под естественнонаучной функциональной грамотностью понимается способность: – изучать и использовать естественнонаучные явления, процессы и знания для распознания и постановки вопросов, для применения приобретенных знаний, для объяснения естественнонаучных явлений и процессов, а также формулирования выводов в связи с естественнонаучной проблематикой, основанных на научных доказательствах; – понимать основные особенности биологических законов и явлений как формы человеческого познания; – демонстрировать осведомленность в том, что естественные науки и технология оказывают влияние на материальную, интеллектуальную и культурную сферы общества; – проявлять активную гражданскую позицию при рассмотрении проблем, связанных с биологическими науками и процессами, явлениями и законами живой природой. Естественнонаучная грамотность личности показывает общий уровень культуры общества, в котором он находится, охватывая его способности к использованию естественнонаучных знаний; умению выявлять проблемы и делать логически обоснованные выводы, необходимые для познания окружающего мира и тех изменений, которые вносит в него деятельность человека и общество в целом. Понимание естественнонаучных явлений, умение их объяснять, описывать, оценивать, планировать исследовательскую деятельность, научно интерпретировать данные и доказательства. Особенности преподавания предмета в данном классе Данная рабочая программа внеурочной деятельности разработана для обучающихся разного уровня сформированности естественно научных знаний и компетенций. Во время внеурочной деятельности применяются различные методы, технологии и формы работы, а также физминутки: динамические и зрительные. Цель программы: сформировать всесторонне развитой личности в рамках естественнонаучной картины мира. Задачи программы: • расширить знания обучающихся в области естественнонаучных предметов; сформировать умение применять соответствующие естественнонаучные знания для объяснения явления и процессов;• сформировать у обучающихся умение распознавать, использовать и создавать объяснительные модели и представления;• развить умение делать и научно обосновывать прогнозы о протекании процесса или явления;• сформировать у обучающихся школы умение оценивать c естественнонаучной точки зрения аргументы и доказательства из различных источников.• Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности Формирование естественнонаучной функциональной грамотности реализуется на основе предметных, лично стных, метапредметных результатов освоения учебного предмета. Личностными результаты: • постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение. •сознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки. • осознавать потребность и готовность к самообразованию в рамках самостоятельной деятельности вне школы. • оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы. • формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на земле. • повышение мотивации к научно-исследовательской деятельности; • развитие организаторских, лидерских и коммуникативных способностей детей через участие в совместных мероприятиях научного профиля. Метапредметные результаты: • самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта. • выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели. • составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта). • работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно. • в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки. Познавательные УУД: • анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. выявлять причины и следствия простых явлений. • осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций. • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. • создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта. • уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность. • осваивать основные методики учебно-исследовательской деятельности; • осваивать основы смыслового чтения и работа с текстом. Коммуникативные ууд: • активное использование речевых средств в соответствии с целями коммуникации; • умение организовывать учебное сотрудничество со сверстниками и педагогами; • готовность и способность учитывать мнения других в процессе групповой работы; • способность осуществлять взаимный контроль результатов совместной учебной деятельности; находить общее решение; • самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.). Предметные результаты: • использовать естественнонаучные знания в жизненных ситуациях. • выявлять особенности естественнонаучного исследования. • делать выводы, формулировать ответ в понятной форме. • уметь описывать, объяснять и прогнозировать естественнонаучные явления. • уметь интерпретировать научную аргументацию и выводы. • понимать методы научных исследований. • перечислять явления, факты, события• сравнивать объекты, события, факты. • объяснять и характеризовать явления, события, факты. • анализировать события, явления и т.д. Учащиеся должны знать: • теоретический материал, предусмотренный программой курса по темам; • методику проведения исследований; • источники и виды загрязнения воздуха, воды и почвы на территории населенного пункта • биологические и экологические особенности обитателей окрестностей села; • факторы сохранения и укрепления здоровья; природные и антропогенные причины возникновения экологических проблем; меры по сохранению природы и защите растений и животных. • структуру написания и оформления учебно – исследовательской работы; учащиеся должны уметь: • выделять, описывать и объяснять существенные признаки объектов и явлений; • оценивать состояние местных экосистем; • проводить наблюдения в природе за отдельными объектами, процессами и явлениями; оценивать способы природопользования; • проводить элементарные исследования в природе; анализировать результаты исследования, делать выводы и прогнозы на основе исследования; • работать с различными источниками информации. • оформлять исследовательскую работу, составлять презентацию, представлять результаты своей работы. • применять коммуникативные навыки; Содержание курса Раздел 1: «Введение в функциональную грамотность» (1 час) Понятие функциональной грамотности. Цели и задачи развития функциональной грамотности. Современное общество в разрезе изучения функциональной грамотности. Понятие естественнонаучной грамотности. Применение естественнонаучных знаний в современном мире на практике. Изучение естественнонаучной грамотности. Раздел 2:«Живые системы» ( 3 часа) Царства живой природы: растения, животные, бактерии, грибы. Отличительные особенности живых организмов. Признаки царств живой природы. Клетка- основа жизни. Микроскопическое строение животной и растительной клетки. Группы клеток. «Клетки санитары». Разнообразие бактерий. Регенерация как степень развития организма. Органы и системы органов растений, животных. Раздел 3: «Человек» ( 6 часов) Виды здоровья. Здоровье и красота. Человек как часть живой природы. Черты сходства человека и животных. Эталон красоты у разных народов. Правила ухода за кожей, волосами. Гигиена волос. Кожа. Типы кожи. Экземы, акне, почему появляются угри. Гигиена кожи. Правила загара. Определение скорости мышления. Нейробика – зарядка для ума. Органы пищеварения. Пищеварительные железы. Ферменты. Витамины. Калории. Суточный рацион. Энергозатраты.. Гигиена питания. Канцерогены. Пищевые добавки. Определение содержания крахмала, белков, жиров в чипсах. Изучаем этикетку. Срок годности. Психика. Избежание и профилактика стрессов. Типы темперамента: сангвиник, холерик, меланхолик, флегматик. Раздел 4: «Земля и космические системы» (5 часов) Первые представления о форме Земли. Доказательства шарообразности Земли. Опыт и первые карты Эратосфена. Форма, размеры и движение Земли. Глобус — модель Земного шара. План местности. Аэрофотоснимки и космические снимки. Положение Земли в солнечной системе. . Стороны горизонта. Компас. Ориентирование по местным признакам и компасу. Раздел 5: «Химические системы» ( 2 часа) Знакомство с понятием атом, молекула; вещество: простое и сложное, свойствами веществ; металлами и неметаллами, великими химиками: М.В.Ломоносовым и Д. И. Менделеевым. Препараты домашней аптечки, ее комплектация и применение ее содержимого. А также использование средств народной медицины для лечения различных заболеваний. Календарно - тематическое планирование № Название темы Раздел 1. Введение – 1 час. 1. 1.Знакомство 1 с предметом Понятие естественнонаучной грамотности. Раздел 2. Живые системы– 3 часа. 2.Живой органической мир.. Клетка. Одноклеточные живые организмы Растения и их разнообразие . Органы и системы органов растений. 3.Разнообразие животных. Органы и системы органов животных 4.Грибы и их разнообразие. Роль грибов в жизни человека Раздел 3.Человек– 6 часов. 5.Виды здоровья. Здоровье и красота 6.Кожа. Гигиена кожи 7.Нервная система. Стрессы. Внимание и память. 8.Пищеварительная система . ГМО .Нормы питания правильное питание. 9.Психика. Психология Избежание и профилактика План Дата Факт Примечание стрессов. 10.Темперамент .Типы темперамента: сангвиник, холерик, меланхолик, флегматик. Раздел 4. Земля и космические системы. – 5 часов. 11.Космические системы. 12.Земля в солнечной системе. 13.Изображения земной поверхности 14.Формы рельефа 15.Компас. Ориентирование по местным признакам и компасу. Раздел 5. Химические системы.– 2 часа. 16.Из чего состоят вещества Химические элементы. Домашняя аптечка. 17.Бытовая химия. Итоговое занятие Учебно-методическое обеспечение и информационное обеспечение программы (литература) Естественно-научная грамотность. Сборник эталонных заданий. Выпуск 1: учеб.пособие для общеобразоват.организаций / Г.С. Ковалёва, А.Ю. Пентин, Е.А. Никишова, Г.Г. Никифоров; под ред. Г.С. Ковалёвой, А.Ю. Пентина. – М. ; СПб. : Просвещение, 2020. Естественно-научная грамотность. Сборник эталонных заданий. Выпуск 2: учеб.пособие для общеобразоват.организаций / Г.С. Ковалёва, А.Ю. Пентин, Е.А. Никишова, Г.Г. Никифоров; под ред. Г.С. Ковалёвой, А.Ю. Пентина. – М. ; СПб. : Просвещение, 2021. Естественно-научная грамотность. Физические системы. Тренажёр. 7-9 классы: учеб.пособие для общеобразоват.организаций / О.А. Абдулаева, А.В. Ляпцев; под ред. И.Ю. Алексашиной. – М. : Просвещение, 2020. Естественно-научная грамотность. Живые системы. Тренажёр. 7-9 классы: учеб.пособие для общеобразоват.организаций / О.А. Абдулаева, А.В. Ляпцев; под ред. И.Ю. Алексашиной. – М. : Просвещение, 2020. Естественно-научная грамотность. Земля и космические системы. Тренажёр. 7-9 классы: учеб.пособие для общеобразоват.организаций / О.А. Абдулаева, А.В. Ляпцев, Д.С. Ямщикова; под ред. И.Ю. Алексашиной. – М. : Просвещение, 2020. Медиабанк по функциональной грамотности ГК «Просвещение» https://media.prosv.ru/fg/ Сетевой комплекс информационного взаимодействия субъектов Российской Федерации в проекте «Мониторинг формирования функциональной грамотности учащихся» http://skiv.instrao.ru/ Открытый банк заданий для оценки естественнонаучной грамотности (VIIIX классы) https://fipi.ru/otkrytyy-bank-zadaniydlya-otsenkiyestestvennonauchnoy-gramotnosti Электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности https://fg.resh.edu.ru/