5 класс Математическая грамотность

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 26 имени Макового Н.Н.
Краснодарский край Кущевский район х.Средние Чубурки

Подписано цифровой
МУНИЦИПАЛЬНОЕ
подписью: МУНИЦИПАЛЬНОЕ
БЮДЖЕТНОЕ
БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
Е УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ШКОЛА № 26 ИМЕНИ
Я ШКОЛА № 26 ИМЕНИ МАКОВОГО Н.Н.
Дата: 2024.01.22 10:26:26 +03'00'
МАКОВОГО Н.Н.

УТВЕРЖДЕНО
решением педагогического совета
от «31» августа 2023 года
протокол №1
Председатель педсовета
_____________Акименко Т.П.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по внеурочной деятельности
« Математическая грамотность»

Класс -

5

Количество часов: 17
Учитель: Масловец Марина Леонидовна
Программа разработана на основе : учебно-методического
пособия « Математическая грамотность», утвержденного на
заседании Ученого совета ГБОУ ИРО Краснодарского края
от 21.12.2021 года

- 2023-

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «мМтематическая
грамотность)» разработана в соответствии с требованиями ФГОС ООО, на основе
примерной основной образовательной программы основного общего образования (сайт
www.fgosreestr.ru), с учетом примерной программы воспитания (сайт www.fgosreestr.ru), в
соответствии с письмом министерства образования, науки и молодежной политики
Краснодарского края от 13.07.2021 № 47-01-13-14546/21 «О составлении рабочих
программ учебных предметов и календарно-тематического планирования». Рабочая
программа предназначена для обучающихся 5 классов и рассчитана на 17 часов. Курс
реализуется в общеинтеллектуальном направлении внеурочной деятельности.
Цель курса:
формирование основ математической грамотности обучающихся.
Задачи курса:
• научиться переводить задачу на математический язык, составлять математическую
модель;
• использовать математические знания при решении практических задач;
• интерпретировать и оценивать полученные при решении задач результаты в контексте
конкретных ситуаций.
Формы и виды деятельности:
• экскурсия (виртуальная экскурсия);
• практическая работа;
• игра;
1. Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
Изучение математики по данной программе способствует формированию у обучающихся
личностных, метапредметных и предметных результатов обу-чения, соответствующих
требованиям федерального государственного образо-вательного стандарта основного
общего образования.
Личностные результаты:
• воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству;
• формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности
обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению;
• формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому
человеку, его мнению;
• освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в
группах и сообществах;
• формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками;

• формирование ценности здорового и безопасного образа жизни;
• формирование основ экологической культуры.
Метапредметные результаты:
• умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и
познавательных задач;
• умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль
своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в
рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в
соответствии с изменяющейся ситуацией;
• умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности
ее решения;
• владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной дятельности;
• умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для
решения учебных и познавательных задач;
• смысловое чтение.
Предметные результаты:
формирование представлений о математике как о методе познания действительности,
позволяющем описывать и изучать реальные процессы и явления: осознание роли
математики в развитии России и мира; возможность привести примеры из отечественной
и всемирной истории математических открытий и их авторов;
развитие умений работать с учебным математическим текстом (анализировать, извлекать
необходимую информацию); решение сюжетных задач разных типов на все
арифметические действия;
применение способа поиска решения задачи, в котором рассуждение строится от условия
к требованию или от требования к условию; составление плана решения задачи,
выделение этапов ее решения, интерпретация вычислительных результатов в задаче,
исследование полученного решения задачи; решение логических задач;
овладение навыками устных, письменных, инструментальных вычислений: оперирование
понятиями: натуральное число; использование свойства чисел и законов арифметических
операций с числами при выполнении вычислений; выполнение округления чисел в
соответствии с правилами; сравнение чисел;
овладение геометрическим языком; развитие умения использовать его для описания
предметов окружающего мира; развитие пространственных представлений,
изобразительных умений, навыков геометрических построений: оперирование понятиями:
фигура, точка, отрезок, прямая, луч, ломаная, угол, многоугольник, треугольник и
четырехугольник, прямоугольник и квадрат, прямоугольный параллелепипед, куб;
изображение изучаемых фигур от руки и с помощью линейки; выполнение измерения
длин, расстояний;
• развитие умений применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач
практического характера и задач из смежных дисциплин с использованием при
необходимости справочных материалов, пользоваться оценкой и прикидкой при
практических расчетах; распознавание верных и неверных высказываний; оценивание
результатов вычислений при решении практических задач; выполнение сравнения чисел в

реальных ситуациях; использование числовых выражений при решении практических
задач и задач из других учебных предметов; решение практических задач с применением
простейших свойств фигур; выполнение простейших построений и измерений на
местности, необходимых в реальной жизни.
Программа курса не предполагает расширение и углубление математических
знаний школьников. Курс направлен на практическое применение имеющихся
знаний пятиклассников.

2. Содержание курса
Натуральные числа. Арифметические действия с натуральными числами (сложение,
вычитание, умножение, деление). Деление с остатком. Квадрат и куб числа. Сравнение
чисел. Округление чисел. Обыкновенные дроби. Сложение и вычитание обыкновенных
дробей с одинаковыми знаменателями.
Формулы. Скорость, время, расстояние. Цена, количество, стоимость.
Углы: острый, прямой, тупой, развернутый. Транспортир. Измерение углов. Построение
углов. Прямоугольник. Квадрат. Периметр и площадь прямоугольника, квадрата.
Прямоугольный параллелепипед. Объём прямоугольного параллелепипеда. Площадь
поверхности прямоугольного параллелепипеда. Единицы измерения длины, площади,
объёма, времени.
Представление данных в виде таблиц. Решение текстовых задач арифметическим
способом.
3. Тематическое (календарно-тематическое) планирование курса внеурочной
деятелности (1 час в неделю, всего 17 часов)
№
заняти
я
1

2

Тема

Что такое математическая грамотность в
исследовании PISA.
Примеры заданий
Развлечения. Парк
Никольского

3

Туристический поход

4

Путешествие

5

Точка Роста

6

Школьный двор.
Экскурсия

7

Школьный двор.
Обработка результатов
измерения

8

Благоустройство
школьной территории

9

Школьный музей

10
11

Футбол. Футбольные
мячи
Футбол. Экипировка

12

Школьный стадион

Основные виды
деятельности
Выполнять сложение,
вычитание, умножение,
деление натуральных
чисел, деление с
остатком. Выполнять
округление
натуральных чисел.
Решать текстовые
задачи арифметическим
способом, используя
различные зависимости
между величинами
(скорость, время,
расстояние, цена,
количество, стоимость).
Анализировать и
осмысливать текст
задачи, извлекать
необходимую
информацию, строить
логическую цепочку
рассуждений.
Планировать ход
решения задачи,
оценивать
получившийся ответ.
Выражать одни
единицы измерения
времени через другие.
Владеть понятием угол.
Знать виды углов:
острый прямой, тупой,

УУД

Личностные:
формирование стартовой
и устойчивой мотивации
к обучению;
положительного
отношения к учению,
желания приобретать
новые знания, умения.
Регулятивные: умение
самостоятельно находить
и формулировать
учебную проблему,
составлять план
выполнения работы,
контролировать процесс,
оце-нивать результат.
Познавательные: умение
выполнять учебные
задачи, не имеющие
однозначного решения.
Коммуникативные:
воспринимать текст с
учетом поставленной
учебной задачи,
находить в тексте
информацию,
необходимую для ее
решения, взаимодействовать с учителем и
сверстниками для
достижения
поставленной задачи.

13

Школьная форма

14

Строительство. Бассейн.

15

Отдых в Сочи

16

Новая школа. Школьная
библиотека

17

Итоговое занятие

развернутый.
Вычислять периметр,
площадь
прямоугольника,
квадрата. Выражать
одни единицы
измерения длины,
площади через другие.
Вычислять объём
прямоугольного па
раллелепипеда и куба.
Выражать одни
единицы измерения
объёма через дру-гие.
Выполнять сложение и
вычитание
обыкновенных дробей с
одинаковыми
знаменателями.
Выполнять прикидку и
оценку в ходе
вычислений. Извлекать
информации из таблиц

ИКТ-компетенции:
1) самостоятельно
находить информацию в
информационном
2) анализировать
информацию в
информационном поле
3) составлять план
обобщенного характера.
Межпредметные
понятия: таблица,
сравнение, схема,
расстояние, признаки,
свойства, классификация

Материально-техническое оснащение (оборудование)*
1. Учебно-методическое пособие для учителя «Реализация курса «Чи-таем,
решаем, живём, 5 класс»» ГБОУ ИРО Краснодарского края, 2021
2. Примеры заданий по математике. Составители: Ковалева Г.С., к.п.н.,
Краснянская К.А., к.п.н, Москва, Центр оценки качества об-разования ИСМО
РАО, 2006.
3. ФГБУ «Федеральный институт оценки качества образования». Концепция
направления «математическая грамотность» исследова-ния PISA-2021
https://fioco.ru/Contents/Item/Display/2201978


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».