муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 26 имени Макового Н.Н. Краснодарский край Кущевский район х.Средние Чубурки Подписано цифровой МУНИЦИПАЛЬНОЕ подписью: МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ Е УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 26 ИМЕНИ Я ШКОЛА № 26 ИМЕНИ МАКОВОГО Н.Н. Дата: 2024.01.22 10:26:26 +03'00' МАКОВОГО Н.Н. УТВЕРЖДЕНО решением педагогического совета от «31» августа 2023 года протокол №1 Председатель педсовета _____________Акименко Т.П. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности « Математическая грамотность» Класс - 5 Количество часов: 17 Учитель: Масловец Марина Леонидовна Программа разработана на основе : учебно-методического пособия « Математическая грамотность», утвержденного на заседании Ученого совета ГБОУ ИРО Краснодарского края от 21.12.2021 года - 2023- Рабочая программа курса внеурочной деятельности «мМтематическая грамотность)» разработана в соответствии с требованиями ФГОС ООО, на основе примерной основной образовательной программы основного общего образования (сайт www.fgosreestr.ru), с учетом примерной программы воспитания (сайт www.fgosreestr.ru), в соответствии с письмом министерства образования, науки и молодежной политики Краснодарского края от 13.07.2021 № 47-01-13-14546/21 «О составлении рабочих программ учебных предметов и календарно-тематического планирования». Рабочая программа предназначена для обучающихся 5 классов и рассчитана на 17 часов. Курс реализуется в общеинтеллектуальном направлении внеурочной деятельности. Цель курса: формирование основ математической грамотности обучающихся. Задачи курса: • научиться переводить задачу на математический язык, составлять математическую модель; • использовать математические знания при решении практических задач; • интерпретировать и оценивать полученные при решении задач результаты в контексте конкретных ситуаций. Формы и виды деятельности: • экскурсия (виртуальная экскурсия); • практическая работа; • игра; 1. Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности Изучение математики по данной программе способствует формированию у обучающихся личностных, метапредметных и предметных результатов обу-чения, соответствующих требованиям федерального государственного образо-вательного стандарта основного общего образования. Личностные результаты: • воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству; • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению; • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению; • освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах; • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками; • формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; • формирование основ экологической культуры. Метапредметные результаты: • умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения; • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной дятельности; • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; • смысловое чтение. Предметные результаты: формирование представлений о математике как о методе познания действительности, позволяющем описывать и изучать реальные процессы и явления: осознание роли математики в развитии России и мира; возможность привести примеры из отечественной и всемирной истории математических открытий и их авторов; развитие умений работать с учебным математическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию); решение сюжетных задач разных типов на все арифметические действия; применение способа поиска решения задачи, в котором рассуждение строится от условия к требованию или от требования к условию; составление плана решения задачи, выделение этапов ее решения, интерпретация вычислительных результатов в задаче, исследование полученного решения задачи; решение логических задач; овладение навыками устных, письменных, инструментальных вычислений: оперирование понятиями: натуральное число; использование свойства чисел и законов арифметических операций с числами при выполнении вычислений; выполнение округления чисел в соответствии с правилами; сравнение чисел; овладение геометрическим языком; развитие умения использовать его для описания предметов окружающего мира; развитие пространственных представлений, изобразительных умений, навыков геометрических построений: оперирование понятиями: фигура, точка, отрезок, прямая, луч, ломаная, угол, многоугольник, треугольник и четырехугольник, прямоугольник и квадрат, прямоугольный параллелепипед, куб; изображение изучаемых фигур от руки и с помощью линейки; выполнение измерения длин, расстояний; • развитие умений применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин с использованием при необходимости справочных материалов, пользоваться оценкой и прикидкой при практических расчетах; распознавание верных и неверных высказываний; оценивание результатов вычислений при решении практических задач; выполнение сравнения чисел в реальных ситуациях; использование числовых выражений при решении практических задач и задач из других учебных предметов; решение практических задач с применением простейших свойств фигур; выполнение простейших построений и измерений на местности, необходимых в реальной жизни. Программа курса не предполагает расширение и углубление математических знаний школьников. Курс направлен на практическое применение имеющихся знаний пятиклассников. 2. Содержание курса Натуральные числа. Арифметические действия с натуральными числами (сложение, вычитание, умножение, деление). Деление с остатком. Квадрат и куб числа. Сравнение чисел. Округление чисел. Обыкновенные дроби. Сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями. Формулы. Скорость, время, расстояние. Цена, количество, стоимость. Углы: острый, прямой, тупой, развернутый. Транспортир. Измерение углов. Построение углов. Прямоугольник. Квадрат. Периметр и площадь прямоугольника, квадрата. Прямоугольный параллелепипед. Объём прямоугольного параллелепипеда. Площадь поверхности прямоугольного параллелепипеда. Единицы измерения длины, площади, объёма, времени. Представление данных в виде таблиц. Решение текстовых задач арифметическим способом. 3. Тематическое (календарно-тематическое) планирование курса внеурочной деятелности (1 час в неделю, всего 17 часов) № заняти я 1 2 Тема Что такое математическая грамотность в исследовании PISA. Примеры заданий Развлечения. Парк Никольского 3 Туристический поход 4 Путешествие 5 Точка Роста 6 Школьный двор. Экскурсия 7 Школьный двор. Обработка результатов измерения 8 Благоустройство школьной территории 9 Школьный музей 10 11 Футбол. Футбольные мячи Футбол. Экипировка 12 Школьный стадион Основные виды деятельности Выполнять сложение, вычитание, умножение, деление натуральных чисел, деление с остатком. Выполнять округление натуральных чисел. Решать текстовые задачи арифметическим способом, используя различные зависимости между величинами (скорость, время, расстояние, цена, количество, стоимость). Анализировать и осмысливать текст задачи, извлекать необходимую информацию, строить логическую цепочку рассуждений. Планировать ход решения задачи, оценивать получившийся ответ. Выражать одни единицы измерения времени через другие. Владеть понятием угол. Знать виды углов: острый прямой, тупой, УУД Личностные: формирование стартовой и устойчивой мотивации к обучению; положительного отношения к учению, желания приобретать новые знания, умения. Регулятивные: умение самостоятельно находить и формулировать учебную проблему, составлять план выполнения работы, контролировать процесс, оце-нивать результат. Познавательные: умение выполнять учебные задачи, не имеющие однозначного решения. Коммуникативные: воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для ее решения, взаимодействовать с учителем и сверстниками для достижения поставленной задачи. 13 Школьная форма 14 Строительство. Бассейн. 15 Отдых в Сочи 16 Новая школа. Школьная библиотека 17 Итоговое занятие развернутый. Вычислять периметр, площадь прямоугольника, квадрата. Выражать одни единицы измерения длины, площади через другие. Вычислять объём прямоугольного па раллелепипеда и куба. Выражать одни единицы измерения объёма через дру-гие. Выполнять сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями. Выполнять прикидку и оценку в ходе вычислений. Извлекать информации из таблиц ИКТ-компетенции: 1) самостоятельно находить информацию в информационном 2) анализировать информацию в информационном поле 3) составлять план обобщенного характера. Межпредметные понятия: таблица, сравнение, схема, расстояние, признаки, свойства, классификация Материально-техническое оснащение (оборудование)* 1. Учебно-методическое пособие для учителя «Реализация курса «Чи-таем, решаем, живём, 5 класс»» ГБОУ ИРО Краснодарского края, 2021 2. Примеры заданий по математике. Составители: Ковалева Г.С., к.п.н., Краснянская К.А., к.п.н, Москва, Центр оценки качества об-разования ИСМО РАО, 2006. 3. ФГБУ «Федеральный институт оценки качества образования». Концепция направления «математическая грамотность» исследова-ния PISA-2021 https://fioco.ru/Contents/Item/Display/2201978