5-7 Разговоры о важном

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования науки и молодежной политики
Краснодарского края
муниципальное образование Кущевский район
МБОУ СОШ №26 им.Макового Н.Н.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ
БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ШКОЛА № 26 ИМЕНИ
МАКОВОГО Н.Н.

Подписано цифровой подписью:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ШКОЛА № 26 ИМЕНИ МАКОВОГО
Н.Н.
Дата: 2024.01.19 15:25:51 +03'00'

УТВЕРЖДЕНО
Директор
________________________
Т.П.Акименко
протокол №1 от «31» 08 2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«РАЗГОВОРЫ О ВАЖНОМ»
(для 5–7 классов образовательных организаций)

Х.Средние Чубурки 2023 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальностьиназначениепрограммы
Программаразработанавсоответствиистребованиямифедеральныхгосударств
енныхобразовательныхстандартовначальногообщего,основногообщего и среднего
общего

образования,

федеральных

образовательных

программначальногообщего,основногообщегоисреднегообщегообразования.Этоп
озволяетобеспечитьединствообязательныхтребованийФГОСвовсемпространствеш
кольногообразованиявурочнойивнеурочнойдеятельности.
Задачейпедагога,реализующегопрограмму,являетсяразвитиеуобучающегося
ценностного

отношения

к

Родине,

природе,

человеку,

культуре,знаниям,здоровью.
Программанаправленана:
− формированиероссийскойгражданскойидентичностиобучающихся;
− формированиеинтересакпознанию;
− формированиеосознанногоотношенияксвоимправамисвободами
уважительного отношения к правам и свободам других;
− выстраивание собственного поведения спозициинравственныхи
правовых норм;
− созданиемотивациидляучастиявсоциально-значимойдеятельности;
− развитиеушкольниковобщекультурнойкомпетентности;
− развитиеуменияприниматьосознанныерешенияиделатьвыбор;
− осознаниесвоего меставобществе;
− познаниесебя,своихмотивов,устремлений,склонностей;
− формированиеготовностикличностномусамоопределению.
Нормативную

правовую основу

настоящей рабочей

программы

курса внеурочной

деятельности

«Разговоры

о

важном»

составляют следующие документы.
1. Федеральный

закон

"Об образовании

в

Российской

Федерации"от29.12.2012№273-ФЗ
2. СтратегиянациональнойбезопасностиРоссийскойФедерации,УказПрезиде
нтаРоссийскойФедерацииот2июля2021г.№400«ОСтратегиинациональнойбезопасн
остиРоссийскойФедерации».
3. ПриказМинистерствапросвещенияРоссийскойФедерацииот31.05.2021
№287«Обутверждениифедеральногогосударственногообразовательногостандарта
основного

общего

образования»

(Зарегистрирован

Минюстом

России05.07.2021№64101).
4. ПриказМинистерствапросвещенияРоссийскойФедерацииот18.07.2022
№

568

«О

внесении

изменений

в

федеральный

государственный

образовательныйстандартосновногообщегообразования»(ЗарегистрированМинюс
томРоссии17.08.2022№69675).
5. ПисьмоМинистерствапросвещенияРоссийскойФедерации«Онаправлении
методическихрекомендацийпопроведениюциклавнеурочныхзанятий«Разговорыов
ажном»» от15.08.2022№03–1190.
6. ПриказМинистерствапросвещенияРоссийскойФедерацииот18.05.2023
№370«Обутверждениифедеральнойобразовательнойпрограммыосновногообщегоо
бразования»(ЗарегистрированМинюстомРоссии12.07.2023№74223).
Вариантыреализации программы и формы проведения занятий
Программа реализуется в работе с обучающимися 1–2, 3–4, 5–7, 8–9 и 10–
11классов.

В

2023–2024

учебном

году

запланировано

проведение

36

внеурочныхзанятий.Занятияпроводятся1развнеделюпопонедельникам,первымуро
ком.
Внеурочныезанятия«Разговорыоважном»направленынаразвитиеценностног
о отношения обучающихся к своей родине – России, населяющим еелюдям, ее
уникальной

истории,

богатой

природе

и

великой

культуре.

Внеурочныезанятия«Разговорыоважном»должныбытьнаправленынаформировани

есоответствующей внутренней позиции личности обучающегося, необходимой
емудляконструктивногоиответственного поведениявобществе.
Основной формат внеурочных занятий «Разговоры о важном» – разговор
и(или)

беседа

с

обучающимися.

Занятия

позволяют

обучающемуся

вырабатыватьсобственнуюмировозренческуюпозициюпообсуждаемымтемам.
Основныетемызанятийсвязанысважнейшимиаспектамижизничеловекавсовр
еменнойРоссии:знаниемроднойисторииипониманиемсложностейсовременногоми
ра,техническимпрогрессомисохранениемприроды,ориентациейвмировойхудожест
веннойкультуреиповседневнойкультуреповедения,доброжелательнымотношением
кокружающимиответственнымотношениемксобственным поступкам.
Взаимосвязьспрограммойвоспитания
Программакурсавнеурочнойдеятельностиразработанасучётомфедеральных
образовательных

программ

начального

общего,

основного

общего

исреднегообщегообразования.Этопозволяетнапрактикесоединитьобучающуюивос
питательнуюдеятельностьпедагога,ориентироватьеёнетольконаинтеллектуальное,
ноинанравственное,социальноеразвитиеребёнка.Этопроявляется:
− ввыделениивцелипрограммыценностныхприоритетов;
−в

приоритете

личностных

результатов

реализации

программы

внеурочнойдеятельности,нашедшихсвоеотражениеиконкретизациювпрограммево
спитания;
− в интерактивных формах занятий для обучающихся, обеспечивающих
ихвовлеченностьвсовместную спедагогомисверстникамидеятельность.
Ценностноенаполнениевнеурочныхзанятий
Восновеопределениятематикивнеурочныхзанятийлежатдвапринципа:
1) соответствиедатамкалендаря;
2) значимостьдляобучающегосясобытия(даты),котороеотмечаетсявкалендар
евтекущемгоду.
Датыкалендаряможнообъединитьвдвегруппы:
1. Даты, связанные с событиями, которые отмечаются в постоянные

числаежегодно

(государственные

и

профессиональные

праздники,

даты

историческихсобытий).Например,«Деньнародногоединства»,«ДеньзащитникаОте
чества»,
«НовогодниесемейныетрадицииразныхнародовРоссии»,«Деньучителя(советникип
овоспитанию)»,«Деньроссийскойнауки»ит. д.
2. Юбилейные

даты

выдающихся

деятелей

науки,

литературы,

искусства.Например,«190летиесоднярожденияД.Менделеева.Деньроссийскойнауки»,
«215летиесоднярожденияН.В.Гоголя»,«Русскийязык.Великийимогучий.225летсодняро
жденияА.С.Пушкина».
В программе предлагается несколько тем внеурочных занятий, которые
несвязаныстекущимидатамикалендаря,ноявляющиесяважнымиввоспитании
школьника.Кпримеру:«Мывместе»,«Овзаимоотношенияхвколлективе(Всемирный
день психического здоровья, профилактика буллинга)»и др.
Следуетотметить,чтовнеурочныезанятиявходятвобщуюсистемувоспитатель
нойработыобразовательнойорганизации,поэтомутематикаисодержаниедолжныобе
спечитьреализациюихназначенияицелей:становлениеуобучающихсягражданскопатриотическихчувств.Исходяизэтого,впланируемыхрезультатахкаждогосценария
внеурочногозанятиявыделяютсянравственныеценности,которыеявляютсяпредмет
омобсуждения.Основныеценностихарактеризуютсяследующимобразом.
1. Историческаяпамять
– историческая

память

–

обязательная

часть

культуры

народа

и

каждогогражданина;
– историческаяпамятьсоединяетпрошлое,настоящее,позволяясохранитьипро
должитьдостижения,мудрость,опыт,традициипрошлыхпоколений;
– историческаяпамятьестькультурацелогонарода,котораяскладываетсяизобъ
единенияиндивидульныхпереживаний,ивключаетважнейшиенравственныекачеств
а:благодарность,уважение,гордостьпотомковзажизньиподвигипредков.
Осознаниеэтойнравственнойценностибазируетсянаконкретномсодержании
занятия. Например, тема «День народного единства» рассматриваетсяна

известных исторических фактах – единение людей, когда Родина нуждается
взащитев1612 г.
2. Преемственностьпоколений
– каждоеследующеепоколениеучитсяупредыдущего:осваивает,воссоздаёт,
продолжает егодостижения,традиции;
– семья построена на сохранении преемственности поколений. Память
опредыдущих поколениях бережно хранится в предметах, фото, вещах, а также
вгуманномотношениикстаршимпоколениям.
Например,тема:«Овзаимоотношенияхвсемье(Деньматери)».Обсуждаетсяпро
блема:

каждое

поколение

связано

с

предыдущими

и

последующими

общейкультурой,историей,средойобитания,языкомобщения.Каждыйчеловекдолже
н
воспитыватьвсебекачества,которыебылихарактерныдлянашихпредков,людейдалёк
ихпоколений:любовь кроднойземле,малойродине,Отечеству.
3. Патриотизм—любовькРодине
– патриотизм(любовькРодине)–самоеглавноекачествагражданина;
– любовь к своему Отечеству начинается с малого — с привязанности
кродномудому, малойродине;
– патриотизм строится на ответственности за судьбу своей родной
земли;чувствегордостизаисторию,культурусвоегонародаинародовРоссии.
Этавысшаянравственнаяценностьявляетсяприоритетнойвовсехсценариях
«Разговорововажном».Вкаждомсценарии,всоответствииссодержанием,раскрывает
ся

многогранность

чувства

патриотизма

и

его

проявления

в

разныхсферахчеловеческой жизни.
4. Доброта,добрыедела
− доброта—
этоспособность(желаниеиумение)бытьмилосердным,поддержать,помочь

без

ожидания благодарности;
− благотворительность

—

проявление

добрых

чувств;

благотворительностьбыла распространена в России в прошлые века, что стало

сегодня примером дляподражания.
Например, тема «Мы вместе». Разговор о добрых делах граждан России
впрошлыевременаи внастоящеевремя,темаволонтерства.
5. Семьяисемейныеценности
– семья

связана

не

только

общим

местом

проживания,

общим

хозяйством,общимиделами,ноизначимымиценностями—
взаимопониманием,взаимоподдержкой, традициямиит. д.;
– каждый член семьи имеет свои обязанности, но всегда готовы прийти
напомощь другому: взять на себя его дела, проявить внимание, оказать помощь
другдругу;
– обучающийся

должен

ответственно

относиться

к

своей

семье,

участвоватьвовсехееделах,помогатьродителям;
– семейные ценности

всегда были

значимы для

народов России;

семейныеценностипредставленывтрадиционныхрелигияхРоссии.
Тема

семьи,

семейных

взаимоотношений

и

ценностей

является

предметомобсужденияназанятиях,посвященныхтемам:«Овзаимоотношенияхвсемь
е(Деньматери)»,«НовогодниесемейныетрадицииразныхнародовРоссии»идр.
6. КультураРоссии
– культура

общества

—

это

достижения

человеческого

общества,

созданныенапротяженииегоистории;
– российская культура богата и разнообразна, она известна и уважаема
вовсеммире;
–

культурапредставленадостижениямивматериальнойсфере(строительств

о,техника,предметыбытаидр.),вдуховнойсфере(народноетворчество,литература,из
образительноеискусство,музыка,театридр.),атакжевэтике,культуревзаимоотношен
ийлюдей.
Темы,

связанные

с

осознанием

обучающимися

этой

социальной

ценности,подробноиразностороннепредставленыв«Разговораховажном».Поэтому
многиесценариипостроеныначтениипоэзии,обсуждениивидеофильмов,произведен
ийживописиимузыки:«Потусторонуэкрана.115леткиновРоссии»,
«Цирк!Цирк!Цирк!(кМеждународномуднюцирка)».

7. НауканаслужбеРодины
– наукаобеспечиваетпрогрессобществаиулучшаетжизньчеловека;
– в

науке

работают

талантливые,

творческие

люди,

бесконечно

любящиесвоюдеятельность;
– в

России

совершено

много

научных

открытий,

без

которых

невозможнопредставитьсовременный мир.
О такой ценности общества и отдельно взятого человека учащиеся узнают
впроцессеобсуждениятем:«190летсоднярожденияД.Менделеева.Деньроссийскойнауки»,«Явижу
Землю!Этотаккрасиво».
Следует отметить, что многие темы внеурочных занятий выходят за
рамкисодержания,изучаемогонауроках,ноэтонеозначает,чтоучительбудетобязател
ьно

добиваться

точного

усвоения

нового

знания,

запоминания

и

четкоговоспроизведенияновоготерминаилипонятия.Необходимопонимать,чтонавн
еурочныхзанятияхкакнеучебныхформируютсяопределенныеценности:высшие
нравственные

чувства

и

социальные

отношения.

В

течение

года

учащиесямногоразбудутвозвращатьсякобсуждениюоднихитехжепонятий,чтопослу
житпостепенномуосознанномуихпринятию.
Наличиесценариеввнеурочныхзанятийнеозначаетформальногоследованияим
.Прианализесодержаниязанятия,котороепредлагаетсявсценарии,педагогучитывает
региональные,национальные,этнокультурныеособенноститерритории,гдефункцио
нируетданнаяобразовательнаяорганизация.Обязательноучитываетсяиуровеньразв
итияучащихся,ихинтересыипотребности.Принеобходимости, исходя из статуса
семей

обучающихся,

целесообразно

уточнить(изменить,скорректировать)итворческиезадания,выполнениекоторыхпре
длагаетсявместесродителями,другими членамисемьи.
Особенностиреализациипрограммы
Личностноеразвитиеребёнка–
главнаяцельпедагога.Личностныхрезультатовобучающихсяпедагогможетдостичь,увл
екаяшкольниковсовместнойи

интересной

многообразной

деятельностью,

позволяющей

раскрыть

потенциалкаждого;используяразныеформыработы;устанавливаявовремязанятийдо
брожелательную,

поддерживающую

атмосферу;

насыщая

занятия

ценностнымсодержанием.
Задача педагога, транслируя собственные убеждения и жизненный опыт,
датьвозможностьшкольникуанализировать,сравниватьивыбирать.
Вприложенияхкпрограммесодержатсяметодическиерекомендации,помогаю
щиепедагогуграмотноорганизоватьдеятельностьшкольниковназанятияхврамкахре
ализациипрограммыкурсавнеурочнойдеятельности
«Разговорыоважном».
Содержаниепрограммывнеурочнойдеятельности
«Разговорыоважном»
Деньзнаний.ЗнакомствоспроектамиРоссийскогообщества«Знание».Возможн
ости,которыепредоставляютпроектыобщества«Знание»дляобучающихсяразличны
хвозрастов.
Родина — не только место рождения. Природные и культурные памятники –
чемгордимся,очем помним, чтобережем?
ЗояКосмодемьянская–
еёподвигбессмертен,еёимясталосимволоммужестваистойкости,ажизньслужитпри
меромбеззаветнойпреданностиОтечеству,истиной любвиксвоейРодине.
Право

избирать

и

быть

избранным

гарантировано

Конституцией

РоссийскойФедерациикаждомугражданинунашейстраны.Жизнь,свобода,праваибл
агополучиегражданявляетсяоднойизглавныхценностей,апроявлениегражданской
позиции, желание участвовать в развитии своего города, региона,страны–
достойноуважения.
Ценность профессии учителя. Советник по воспитанию – проводник в
мирвозможностей,которыесоздалогосударстводлякаждогоребенкавстране,наставн
ики«старшийтоварищ»,помогающийкакобъединитьшкольныйколлектив
дружную

команду,

так

и

выстроить

личную

в

траекторию

развитиякаждомуребенку.
Честность,

открытость,

готовность

прийти

на

помощь

–

основа

хорошихотношений с окружающими. Уважение к окружающим – норма жизни в
нашемобществе.Вусловияхинформационныхперегрузок,разнообразиябыстрореша
емыхзадач,экономическойнестабильности,стрессысталинеотъемлемойсоставляющ
ейжизничеловека.Ониприводяткдепрессивномусостоянию,которое,
очередь,

может

привести

к

в

проблемам

свою

физического

здоровья,конфликтамсблизкими,неуверенности,озлобленности.Знанияотом,какнал
адитьотношениявколлективе,сохранитьсвоепсихическоездоровье,как
смотретьнамирпозитивно,какнестатьжертвой«травли»,исамомунеопуститьсядо«тр
авли»других,необходимывсем.
Давние

культурные

традиции

России

получают

отражение

в

произведенияхкинематографическогоискусства,котороеимеетсвой«золотойфонд»,
признанныйвовсеммире.Отечественноекинопередаетнашитрадиционныеценности,
великоекультурно-историческоенаследие,отображаетто,чтообъединяет
нацию.Развитие

отечественного

кино

нас

отражает

как
не

толькоосновныевехиразвитиястраны,ноимоделируетобразеебудущего.Кино,наряд
услитературойитеатром,позволяетчеловекуувидетьсебя,какв«зеркале»,соотнести
свои

поступки

с

поступками

героев,

анализировать

и

рефлексировать,приобретатьновыезнания,знакомитьсясмиромпрофессий,створчес
твомталантливыхлюдей,систориейикультурой страны.
Подразделения специального назначения (спецназ) в России имеют
особуюзначимость,ониолицетворяютслужениеОтечеству,мужествоисилудуха,бес
примерноесамопожертвование,готовностьмгновенноприйтинапомощьРодине.Вое
ннослужащиеспецназаобладаютособымипрофессиональными,физическимиимора
льнымкачествами,являютсядостойнымпримеромнастоящего мужчины.
Единствонации–
основасуществованияроссийскогогосударства.Единствомногонациональногонаро
да,уважениетрадиций,религий,укладажизнивсехнародовявляетсяглавнымв
жизнистраны.Покамыедины–мынепобедимы.
Технологический суверенитет нашей Родины необходимо защищать так
же,как границы государства, это основа и залог существования современной
страны.Развитие сферы информационных технологий сегодня стратегически
важно

длябудущего,профессиивэтойсфереоченьперспективныивостребованы.Технологи
ческийсуверенитетрешаетзадачиобеспечениябезопасности,получения
продовольственной

независимости,

энергии,

транспортной

связности.Логикаразвитияэкономикипредполагаетзащитуиформированиевысокот
ехнологичныхотраслейсвысокойдолейинтеллектуальныхвложений.Появление
новых

профессий

связано

с

цифровизацией

экономики,

движением

к

технологическому суверенитету.
Традиционная семья в России – это союз мужчины и женщины,
которыесоздают и поддерживают отношения уважения, заботы и взаимной
поддержки.Основасемьи–
этолюбовь.Важно,чтобыдетистремилисьсоздаватьполноценныемногодетныесемьи
.
Что для каждого человека означает слово «Родина»? Это родители,
семья,дом,друзья,роднойгород,регион,всянашастранаинарод.Чувстволюбвиксвоей
Родинечеловекнесетвсебевсюжизнь,этоегоопораиподдержка.Родина–
этонепростотерритория,это,преждевсегото,чтомылюбимиготовызащищать.
ВолонтерствовРоссии.Особенностиволонтерскойдеятельности.Исторически
сложилось,

что

в

сложные

годы

нашей

страны

люди

безвозмезднопомогалидругдругу,оказываливсестороннююподдержку.ДашаСеваст
опольская, сёстры милосердия–история и современность.
Россия—странасгероическимпрошлым.Современныегерои—ктоони?
Россияначинаетсясменя?
ЗначениеКонституциидлягражданстраны.Знаниеправивыполнениеобязаннос
тей.Ответственность—этоосознанноеповедение.
Новыйгод—
праздникдлявсехроссиян.Укаждогонародаестьинтересныеновогодние

семейные

традиции. Знакомство с обычаями и культурой новогоднихпраздниковвнашей
стране.
ПерваяпечатнаякнигавРоссии–
«Азбука»ИванаФёдорова.Способыпередачиинформациидопоявленияписьменност
и.Разницамеждуазбукойибукварем.«Азбука»,напечатаннаяИваномФедоровым:«Ра

дискорогомладенческогонаучения».Любовькчтению,бережноеотношениеккнигена
чались450 летназад.
Современный человек должен обладать функциональной грамотностью,
втомчисленалоговой.Длячегособираютналоги?Чтоониобеспечиваютдляграждан?В
ыплатаналогов–обязанностькаждогогражданинаРоссийскойФедерации.
Голод,морозы,бомбардировки—тяготыблокадногоЛенинграда.Блокадный
паек.

О

провале

планов

немецких

войск.

80

лет

назад

город-

геройЛенинградбылполностьюосвобожденотфашистскойблокады.
Ктотакойсоюзник?Какиеобязанностионнасебяпринимает,какимиобладаетпр
авами?Чтодаетзаключениесоюзногодоговорадлягосударств?Союзники России –
государства, которые разделяют и поддерживают наши общиетрадиционные
ценности,

уважают

культуру,

стремятся

к

укреплению

союзныхгосударствиподдерживают их.
Достижениянаукивповседневнойжизни.Научныеитехническиедостижениявн
ашейстране.190-летиевеликогорусскогоучёногохимика,специалиставомногихобластяхнаукииискусстваД.И.Менделеева.
Деньпервооткрывателя.Россияявляетсянетолькосамойбольшойстранойвмир
е,которуюзаеепродолжительнуюисториюшагзашагомисследовали,изучали,
открывали

русские

землепроходцы.

Удивительные

уголки

нашей

странысегодняможет открытьдля себялюбойшкольник.
День

защитника

Отечества:

исторические

традиции.

Профессия

военного:кто её выбирает сегодня. Смекалка в военном деле. 280-летие со дня
рождениявеликогорусскогофлотоводца,

командующегоЧерноморскимфлотом

(1790—1798);командующегорусско-турецкойэскадройвСредиземномморе(1798—
1800),адмирала(1799) Ф.Ф.Ушакова.
Подлинность намерений — то, что у тебя внутри. Как найти своё место
вжизни? Что нужно для того, чтобы найти друзей и самому быть хорошим
другом?Примеры настоящей дружбы. Что нужно для того, чтобы создать
хорошую семьюи самому быть хорошим семьянином. Поддержка семьи в России.
Что
нужно,чтобынайтисвоепризваниеистатьнастоящимпрофессионалом.Поддержкапр

офессиональногосамоопределенияшкольниковвРоссии.Этивопросыволнуютподро
стков.Проблемы, скоторымионисталкиваются,испособыихрешения.
Всемирный

фестиваль

площадкафестиваля.

молодежи

–

2024.

Сириус

–

федеральная

Исторические

факты

появлениявсемирногофестивалямолодежи
истудентов.Фестивали,которыепроходиливнашей стране.
Российскаяавиация.Легендарнаяисторияразвитияроссийскойгражданскойав
иации.Героизмконструкторов,инженеровилетчиковиспытателейпервыхроссийскихсамолетов.Мировыерекордыроссийскихлетчиков.С
овременноеавиастроение.Профессии, связанныесавиацией.
Красивейший полуостров с богатой историей. История
Крымскогополуострова.ЗначениеКрыма.Достопримечательн
ости Крыма.
Россия–
здороваядержава.Этозначит,чтожителистраныдолжныстремитьсяподдерживатьзд
оровыйобразжизни.Физическоеипсихическоездоровьенаселенияиграютважнуюро
львукрепленииэкономическогопотенциалаи социальной стабильности страны,
повышают качество жизни каждого
человека.Цирккакфантазийноеисказочноеискусство.ЦирквРоссии,Историяцирка,
цирковые династии России. Знаменитые на весь мир российские
силачи,дрессировщики,акробаты,клоуны,фокусники.Цирковыепрофес
сии.
Главныесобытиявисториипокорениякосмоса.Отечественныекосмонавтырекордсмены.Подготовкакполету—многолетний процесс.
Николай Гоголь – признанный классик русской литературы,
авторзнаменитых«Мертвыхдуш»,«Ревизора»,«Вечеровнахутореб
лизДиканьки».Сюжеты,герои,ситуацииизпроизведенийНиколаяГоголяактуальнып
осейдень.Экологичноепотребление—способпозаботитьсяосохранностипланеты.
Экологическиепроблемыкакследствиябезответственногоповедениячеловека.Соблю
датьэко-правила—нетаксложно.
ИсторияПраздникатруда.Труд–этоправоилиобязанностьчеловека?

Работамечты.Жизненноважныенавыки.
ИсторияпоявленияпраздникаДеньПобеды.ПоисковоедвижениеРоссии.
МогилаНеизвестногоСолдата.СемейныетрадициипразднованияДняПобеды.
19мая1922года—деньрожденияпионерскойорганизации.Цельеесоздания
идеятельность.Причины,покоторымдети объединяются.
НеизвестныйПушкин.ТворчествоПушкинаобъединяетпоколения.ВкладА.С.П
ушкинавформированиесовременноголитературногорусскогоязыка.
Планируемыерезультатыосвоениякурсавнеурочнойдеятельности
Занятияврамкахпрограммынаправленынаобеспечениедостиженияшкольника
миследующихличностных,метапредметныхипредметныхобразовательныхрезульта
тов.
Личностныерезультаты:
Всферегражданскоговоспитания:уважениеправ,свободизаконныхинтересов
других людей; активное участие в жизни семьи, родного края, страны;неприятие
любых

форм

экстремизма,

дискриминации;

понимание

роли

различныхсоциальных институтов в жизни человека; представление об основных
правах,свободахиобязанностяхгражданина,социальныхнормахиправилахмежличн
остныхотношенийвполикультурномимногоконфессиональномобществе;
готовность

к

разнообразной

совместной

деятельности,

стремление

квзаимопониманиюивзаимопомощи;готовностькучастиювгуманитарнойдеятельно
сти(волонтерство,помощь людям, нуждающимся в ней).
В

сфере

патриотического

воспитания:

осознание

российской

гражданскойидентичностивполикультурномимногоконфессиональномобществе,п
роявлениеинтереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской
Федерации,своегокрая,народовРоссии;ценностноеотношениекдостижениямсвоейР
одины
- России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и
трудовымдостижениям народа; уважение к символам России, государственным
праздникам,историческомуиприродномунаследиюипамятникам,традициямразных
народов,проживающихвроднойстране.

Всфередуховнонравственноговоспитания:ориентациянаморальныеценности
ситуациях

нравственного

выбора;

и

нормы

готовность

в

оценивать

своеповедениеипоступки,поведениеипоступкидругихлюдейспозициинравственны
хиправовыхнормсучетомосознанияпоследствийпоступков;свободаиответственнос
тьличностивусловияхиндивидуальногоиобщественногопространства.
Всфереэстетическоговоспитания:восприимчивостькразнымвидамискусств
а,традициямитворчествусвоегоидругихнародов,пониманиеэмоциональноговоздей
ствияискусства;осознаниеважностихудожественнойкультурыкаксредствакоммуни
кацииисамовыражения;пониманиеценностиотечественного и мирового искусства,
роли этнических культурных традиций инародноготворчества.
В

сфере

физического

воспитания:

осознание

ценности

жизни;

соблюдениеправил безопасности, в том числе навыков безопасного поведения в
интернетсреде;способностьадаптироватьсякстрессовымситуациямименяющимсясоциальны
м,

информационным

и

природным

условиям,

в

том

числе

осмысляясобственныйопытивыстраиваядальнейшиецели;умениеприниматьсебяид
ругих, не осуждая; умение осознавать эмоциональное состояние себя и
других,умение

управлять

собственным

эмоциональным

состоянием;

сформированностьнавыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого
же права другогочеловека.
В сфере трудового воспитания: установка на активное участие в
решениипрактических задач; осознание важности обучения на протяжении всей
жизни;уважение ктрудуирезультатамтрудовойдеятельности.
В сфере экологического воспитания: ориентация на применение знаний
изсоциальныхиестественныхнаукдлярешениязадачвобластиокружающейсреды,пл
анирования

поступков

и

оценки

их

возможных

последствий

для

окружающейсреды;повышениеуровняэкологическойкультуры,осознаниеглобальн
огохарактераэкологическихпроблемипутейихрешения;активноенеприятиедействи
й,приносящихвредокружающейсреде;осознаниесвоейроликакгражданина
потребителя

в

условиях

взаимосвязи

природной,

и

технологической

исоциальнойсред;готовностькучастиювпрактическойдеятельностиэкологическойн
аправленности.
Всфереценностинаучногопознания:ориентациявдеятельностинасовременну
юсистемунаучныхпредставленийобосновныхзакономерностяхразвития человека,
природы и общества, взаимосвязях человека с природной исоциальной средой;
овладение языковой и читательской культурой как средствомпознания мира;
овладение

основными

навыками

исследовательской

деятельности,установканаосмыслениеопыта,наблюдений,поступковистремлениес
овершенствоватьпутидостиженияиндивидуальногоиколлективногоблагополучия.
В сфере адаптации обучающегося к изменяющимся условиям социальной
иприроднойсреды:освоениеобучающимисясоциальногоопыта,основныхсоциальны
х ролей, соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил
общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах,
включая семью, группы, сформированные по профессиональной деятельности, а
также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной
среды; открытость опыту и знаниям других; повышение уровня своей
компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у
других людей, умение осознавать в совместной деятельности новые знания,
навыки и компетенции из опыта других; осознавать дефициты собственных
знаний и компетентностей, планировать свое развитие; умение анализировать и
выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики; умение оценивать свои
действия с учетом влияния на окружающую среду, достижений целей и
преодоления вызовов, возможных глобальных последствий.
Метапредметныерезультаты:
Всфереовладенияуниверсальнымиучебнымипознавательнымидействиями:ис
пользовать

вопросы

как

исследовательский

инструмент

познания;

применятьразличные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе
информации
илиданныхизисточниковсучетомпредложеннойучебнойзадачиизаданныхкритерие
в;выбирать,анализировать,систематизироватьиинтерпретироватьинформациюразл
ичныхвидовиформпредставления;находитьсходныеаргументы (подтверждающие

или опровергающие одну и ту же идею, версию) вразличных информационных
источниках;

самостоятельно

выбирать

оптимальнуюформупредставленияинформации;оцениватьнадежностьинформации
покритериям,

предложенным

педагогическим

работником

или

сформулированнымсамостоятельно;эффективно систематизировать информацию.
Всфереовладенияуниверсальнымиучебнымикоммуникативнымидействиями:
восприниматьиформулироватьсуждения,выражатьэмоциивсоответствиисцелямии
условиямиобщения;выражатьсвоюточкузрениявустныхиписьменныхтекстах;пони
матьнамерениядругих,проявлятьуважительноеотношениексобеседникуивкорректн
ойформеформулироватьсвоивозражения;входедиалогаи(или)дискуссиизадаватьво
просыпосуществуобсуждаемойтемыивысказыватьидеи,нацеленныенарешениезада
чии
поддержаниеблагожелательностиобщения;сопоставлятьсвоисужденияссуждениям
идругихучастниковдиалога,обнаруживатьразличиеисходствопозиций; понимать и
использовать

преимущества

командной

и

индивидуальнойработыприрешенииконкретнойпроблемы,обосновыватьнеобходи
мостьприменения групповых форм взаимодействия при решении поставленной
задачи;принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия
по еедостижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и
результатсовместнойработы;уметьобобщатьмнениянесколькихлюдей,проявлятьго
товностьруководить,выполнятьпоручения,подчиняться;планироватьорганизацию
совместной

работы,

определять

свою

роль

(с

учетом

предпочтений

ивозможностейвсехучастниковвзаимодействия),распределятьзадачимеждучленам
и

команды,

участвовать

в

групповых

формах

работы

(обсуждения,

обменмнениями, "мозговые штурмы" и иные); выполнять свою часть работы,
достигатькачественногорезультатапосвоемунаправлениюикоординироватьсвоиде
йствияс другими членами команды; оценивать качество своего вклада в общий
продуктпо

критериям,

самостоятельно

сформулированным

участниками

взаимодействия;сравниватьрезультатысисходнойзадачейивкладкаждогочленакома
ндывдостижениерезультатов,разделять сферуответственности.
В

сфере

овладения

универсальными

учебными

регулятивными

действиями:ориентироватьсявразличныхподходахпринятиярешений(индивидуаль

ное,принятие решения в группе, принятие решений группой); делать выбор и
братьответственность

за

решение;

владеть

способами

самоконтроля,

самомотивации
ирефлексии;объяснятьпричиныдостижения(недостижения)результатовдеятельнос
ти,даватьоценкуприобретенномуопыту,уметьнаходитьпозитивноевпроизошедшей
ситуации;

оценивать

соответствие

результата

цели

и

условиям;выявлятьианализироватьпричиныэмоций;ставитьсебянаместодругогоче
ловека,

понимать

мотивы

и

намерения

другого;

регулировать

способ

выраженияэмоций; осознанно относиться к другому человеку, его мнению;
признавать своеправо на ошибку и такое же право другого; принимать себя и
других,

не

осуждая;открытостьсебеидругим;осознаватьневозможностьконтролироватьвсевок
руг.
Предметныерезультатыосвоенияпрограммывнеурочнойдеятельности
«Разговорыоважном»представленысучетомспецификисодержанияпредметныхобл
астей,ккоторымимеетотношениесодержаниекурсавнеурочнойдеятельности:Русски
йязык:совершенствованиеразличныхвидовустнойиписьменнойречевойдеятельнос
ти;формированиеуменийречевоговзаимодействия:созданиеустныхмонологически
хвысказыванийнаосновежизненныхнаблюдений,личныхвпечатлений, чтения
учебно-научной,

художественной

и

научно-

популярнойлитературы;участиевдиалогеразныхвидов:побуждениекдействию,обме
нмнениями,запросинформации,сообщениеинформации;овладениеразличнымивид
ами

чтения (просмотровым, ознакомительным, изучающим,

поисковым);формулированиевопросовпосодержаниютекстаиответовнани
х;подробная,сжатаяивыборочнаяпередачавустнойиписьменнойформесодержаният
екста;выделениеглавнойивторостепеннойинформации,явнойискрытойинформаци
ивтексте;извлечениеинформацииизразличныхисточников,ееосмыслениеи
оперированиеею.
Литература:пониманиедуховнонравственнойикультурнойценностилитературыиеероливформированиигражданств
енностиипатриотизма,укрепленииединствамногонациональногонародаРоссийской

Федерации;понимание

специфики

литературы

как

вида

искусства,

принципиальных
отличийхудожественноготекстаоттекстанаучного,делового,публицистического;ов
ладениеумениямивоспринимать,анализировать,интерпретироватьиоцениватьпроч
итанное,пониматьхудожественнуюкартинумира,отраженнуювлитературныхпроиз
ведениях,сучетомнеоднозначностизаложенныхвниххудожественныхсмыслов;овла
дениеумениемпересказыватьпрочитанноепроизведение,

используя

подробный,

сжатый, выборочный, творческий пересказ,отвечать на вопросы по прочитанному
произведению и формулировать вопросы ктексту; развитие умения участвовать в
диалоге о прочитанном произведении, вдискуссии на литературные темы,
соотносить

собственную

позицию

с

позициейавтораимнениямиучастниковдискуссии;даватьаргументированнуюоценк
упрочитанному.
Иностранныйязык:умениесравнивать,находитьсходстваиотличиявкультуре
итрадицияхнародовРоссии идругихстран.
Информатика:освоениеисоблюдениетребованийбезопаснойэксплуатациите
хническихсредствинформационнокоммуникационныхтехнологий;умениесоблюдать сетевой этикет, базовые нормы
информационной

этики

и

права

приработесприложенияминалюбыхустройствахивсетиИнтернет,выбиратьбезопасн
ыестратегииповедениявсети.
История:соотноситьсобытияисторииразныхстранинародовсисторическими
периодами, событиями региональной и мировой истории, событияистории
родного края и истории России; определять современников историческихсобытий,
явлений, процессов; умение выявлять особенности развития культуры,быта и
нравов народов в различные исторические эпохи; умение рассказывать
обисторическихсобытиях,явлениях,процессахисторииродногокрая,историиРоссии
имировойисториииихучастниках,демонстрируяпониманиеисторическихявлений,п
роцессовизнаниенеобходимыхфактов,дат,историческихпонятий;умениевыявлятьс
ущественныечертыихарактерныепризнакиисторическихсобытий,явлений,процесс
ов;умениеустанавливатьпричинно-

следственные,пространственные,временныесвязиисторическихсобытий, явлений,
процессов

изучаемого

периода,

их

взаимосвязь

(при

наличии)

сважнейшимисобытиямиXXначалаXXIвв.;умениеопределятьиаргументироватьсобственнуюилипредложенную
точкузрениясопоройнафактическийматериал,втомчислеиспользуяисточникиразны
хтипов;приобретение опыта взаимодействия с людьми другой культуры,
национальной ирелигиозной принадлежности на основе национальных ценностей
современногороссийскогообщества:гуманистическихидемократическихценностей
,идеймираивзаимопониманиямеждународами,людьмиразныхкультур;уважениякис
торическомунаследиюнародовРоссии.
Обществознание:

освоение

и

применение

системы

знаний:

о

социальныхсвойствахчеловека,особенностяхеговзаимодействиясдругимилюдьми,
важностисемьикакбазовогосоциальногоинститута;охарактерныхчертахобщества;о
содержанииизначениисоциальныхнорм,регулирующихобщественные отношения;
о процессах и явлениях в экономической, социальной,духовной и политической
сферах жизни общества; об основах конституционногостроя и организации
государственной власти в Российской Федерации, правовомстатусе гражданина
Российской

Федерации

(в

том

числе

несовершеннолетнего);

осистемеобразованиявРоссийскойФедерации;обосновахгосударственнойбюджетн
ойиденежно-кредитной,социальнойполитики,политикивсферекультуры
образования,

противодействии

коррупции

в

и

Российской

Федерации,обеспечениибезопасностиличности,обществаигосударства,втомчислео
ттерроризмаиэкстремизма;умениехарактеризоватьтрадиционныероссийскиедухов
но-нравственные ценности (в том числе защита человеческой жизни, прав
исвобод человека, семья, созидательный труд, служение Отечеству, нормы
моралиинравственности,гуманизм,милосердие,справедливость,взаимопомощь,кол
лективизм,

историческое

единство

народов

России,

преемственность

историинашей Родины); умение сравнивать (в том числе устанавливать основания
длясравнения)деятельностьлюдей,социальныеобъекты,явления,процессывразличн
ыхсферахобщественнойжизни,ихэлементыиосновныефункции;умениеустанавлива
ть и объяснять взаимосвязи социальных объектов, явлений, процессовв различных
сферах

общественной

жизни,

их

элементов

и

основных

функций,включаявзаимодействияобществаиприроды,человекаиобщества,сферобщ
ественной

жизни,

гражданина

и

государства;

связи

политических

потрясенийисоциальноэкономическихкризисоввгосударстве;умениеиспользоватьполученныезнаниядляо
бъяснения(устногоиписьменного)сущности,взаимосвязей

явлений,

процессов

социальной действительности; умение с опоройна обществоведческие знания,
факты

общественной

аргументировать

жизни

с

и

точки

личный
зрения

социальныйопыт
социальных

определять
ценностей

и
и

нормсвоеотношениекявлениям,процессамсоциальнойдействительности;умениеана
лизировать,обобщать,систематизировать,конкретизироватьикритическиоценивать
социальную информацию, соотносить ее с собственными знаниями оморальном и
правовом регулировании поведения человека, личным социальнымопытом;
умение

оценивать

собственные

поступки

и

поведение

других

людей

сточкизренияихсоответствияморальным,правовымиинымвидамсоциальных
норм,экономическойрациональности;осознаниенеприемлемостивсехформантиоб
щественного

поведения;

осознание

ценности

культуры

и

традиций

народовРоссии.
География:освоениеиприменениесистемызнанийоразмещениииосновныхсво
йствахгеографическихобъектов,пониманиеролигеографиивформированиикачества
жизничеловекаиокружающейегосредынапланетеЗемля, в решении современных
практических задач своего населенного пункта,Российской Федерации, мирового
сообщества,

в

том

числе

задачи

устойчивогоразвития;умениеустанавливатьвзаимосвязимеждуизученнымиприрод
ными,социальнымииэкономическимиявлениямиипроцессами,реальнонаблюдаемы
мигеографическимиявлениямиипроцессами;умениеоцениватьхарактервзаимодейс
твиядеятельностичеловекаикомпонентовприродывразныхгеографическихусловия
хсточкизренияконцепции устойчивогоразвития.

Тематическое планирование
5–7 классы (1 час в неделю)
Тема

Основноесодержание

День знаний

Знакомство с
проектами Российского общества
«Знание».
Возможности, которые предоставляют
проекты
общества«Знание»
для
обучающихся
различных
возрастов.

Там,где Россия

Родина — не только место рождения. История,
культура, научные достижения: чем мы можем гордиться?

Зоя.
К 100-летию со
дня рождения
Зои
Космодемьянско
й

Зоя Космодемьянская – её подвиг бессмертен, её имя
стало символом мужества и стойкости, а жизнь служит
примером беззаветной преданности Отечеству, истиной
любви к своей Родине.

Характеристикадеятельностиобучающ
ихся
Участие во вступительной беседе.
Просмотр ролика о необходимости знаний
для жизненного успеха.
Участие в мотивационной беседе о
чертах характера, которые присущи людям
с активной жизненной позицией, о мечтах и
о том, как можно их достигнуть.
Участие во вступительной беседе о
России. Просмотр ролика о России.
Интерактивная викторина.
Чем
полезны
фенологические
наблюдения. Их роль в жизни человека.
Участие во вступительной беседе.
Просмотр видеоролика о жизни и подвиге
Зои.
Участие в беседе о том, как
воспитываются черты личности героя.
Подвиг Зои был подвигом ради жизни
будущих поколений. В
защиту всего, что любила эта молодая

Избирательная
система России
(30 лет ЦИК)

День учителя
(советники по
воспитанию)

О
взаимоотношени
ях в коллективе
(Всемирный

Право избирать и быть избранным гарантировано
Конституцией Российской Федерации каждому
гражданину нашей страны.
Жизнь, свобода, права и благополучие граждан
является одной из главных ценностей, а проявление
гражданской позиции, желание участвовать в развитии
своего города, региона, страны – достойно уважения.
Ценность профессии учителя. Советник по воспитанию
– проводник в мир возможностей, которые создало
государство для каждого ребенка в стране, наставник и
«старший товарищ», помогающий как объединить
школьный коллектив в дружную команду, так и выстроить
личную траекторию развития каждому
ребенку.

В условиях информационных перегрузок, разнообразия
быстро решаемых задач, экономической нестабильности,
стрессы стали неотъемлемой составляющей жизни
человека. Они приводят к депрессивному состоянию,

девушка. Просмотр интерактивной карты,
беседа о сохранении памятников героям.
Участие во вступительной беседе.
Просмотр
видеоролика
об
истории
Центральной избирательной комиссии.
Обсуждение ситуаций, возникающих в
связи с голосованием и выборами.
Выполнение интерактивного задания
«Избирательная система в России».
Просмотр видеоролика.
Участие в командной работе: каким
должен быть современный Учитель?
(создание кластера).
Участие в дискуссии на одну из
предложенных тем: «Если бы я был
учителем, какими качествами обладал…,
как относился бы к ученикам…, как
готовился
к
занятиям…,
какие
вспомогательные средства использовал для
проведения уроков?»;«Чем может помочь
советник по воспитанию?»
Мотивационная беседа о взаимосвязи
физического и психического здоровья.
Игра «Верю - не верю» о стереотипах в
отношении здоровья и здорового образа

день
психического
здоровья,
профилактика
буллинга)

которое, в свою очередь, может привести к проблемам
физического
здоровья,
конфликтам
сблизкими,
неуверенности, озлобленности. Знания о том, как наладить
отношения в коллективе, сохранить
своепсихическое здоровье, как смотреть на мир
позитивно, как не стать жертвой«травли», и самому не
опуститься до«травли» других, необходимы всем.

По ту сторону
экрана. 115 лет
кино в России

Развитие отечественного кино отражает не только
основные вехи развития страны, но и моделирует образ ее
будущего. Кино, наряду с литературой и театром,
позволяет человеку увидеть себя, как в «зеркале»,
соотнести свои поступки с поступками героев,

жизни.
Просмотр отрывков из мультфильмов и
фильмов, обсуждение их. Беседа о
буллинге, его причинах и вреде, который он
причиняет человеку.
Мастер-класс «Магия игры», в ходе
которого школьники участвуют в игровых
упражнениях, помогающих снять стресс и
психологическое напряжение, выплеснуть
негативные эмоции.
Мозговой
штурм
«Мои
правила
благополучия», в ходе которого школьники
составляют список лайфхаков класса о том,
как подростку справляться со стрессами,
излишним давлением взрослых.
Итоговая рефлексивная беседа, в ходе
которой
школьники
обсуждают
характеристики идеального коллектива, в
котором
им
было
бы
комфортно
находиться.
Мотивационная
беседа
о
любимых
мультфильмах
и
кинофильмах, жанрах кино.
Просмотр видеоролика об истории
российского игрового кино.

анализировать ирефлексировать, приобретать новые
знания, знакомиться с миром профессий, с творчеством
талантливых людей, с историей икультурой страны.

День спецназа

День народного
единства

Подразделения специального назначения (спецназ) в
России
имеют
особую
значимость,
они
олицетворяютслужение Отечеству, мужество и силу духа,
беспримерное
самопожертвование, готовность мгновенно прийти на
помощь Родине. Военнослужащие спецназа обладают
особыми профессиональными, физическими и моральным
качествами, являются достойным
примером настоящего мужчины.
Смутное время в истории нашей страны. Самозванцы
— одна из причин продолжавшейся Смуты. Ополчение во
главе с князем Дмитрием Пожарским и земским старостой
Кузьмой Мининым.

Обсуждение ролика.
Беседа о будущем кинематографа в
цифровую эпоху.
Интерактивная игра, в ходе которой
школьники называют мультфильм или
фильм по его отрывку.
Игра «Ты - актер», где дети пробуют
себя в роли актеров немого кино.
Итоговая беседа о возможности
создания собственного
фильма о классе, сделанного руками
школьников.
Участие во вступительной беседе,
просмотр
видеоролика
о
видах
подразделений специального назначения в
России.
Участие в обсуждении: «Качества
личности бойца спецназа».
Выполнение интерактивного задания
«Что
важнее
для
спецназовца – ум или сила?»
Участие во вступительной беседе о
появлении праздника День народного
единства.
Знакомство с исторической справкой о

Примеры единения народа не только в войне

Россия: взгляд в
будущее.
Технологически
й
суверенитет /
цифровая
экономика /
новые
профессии

Технологический
суверенитет
решает
задачи
обеспечения
безопасности,
получения
энергии,
продовольственной
независимости,
транспортной
связности.
Логика развития экономики предполагает защиту и
формирование высокотехнологичных отраслей с высокой
долей интеллектуальных вложений.
Развитие
цифровой
экономики
предполагает
выстраивание системы экономических, социальных и
культурных отношений, основанных на использовании
цифровых
информационно-коммуникационных

событиях Смутного времени.
Работа в группах: если бы вы жили в
Смутное время, в чем вы бы увидели
причины появления народных ополчений?
Обмен мнениями.
Дискуссия о том, что 4 ноября 1612 года
воины
народного
ополчения
продемонстрировали образец героизма и
сплоченности всего народа вне зависимости
от происхождения, вероисповедания и
положения в обществе. Дискуссия о том,
когда
еще люди чувствуют, что им надо
объединяться?
Беседа
о
сущности
понятий
«суверенитет»,
«технологический
суверенитет», «цифровая экономика».
Просмотр видеоролика о цифровых
технологиях, вошедших в современную
жизнь многих россиян, в экономику,
образование и культуру страны. Дискуссия,
в ходе которой школьники высказывают
свои мнения о возможностях и рисках,
которые
появляются
в
связи
с
проникновением
искусственного

технологий.
Появление новых профессий связано сцифровизацией
экономики, движением к технологическому суверенитету.

О
взаимоотношени

Мама — важный человек в жизни каждого.
Материнская любовь — простая и безоговорочная.

интеллекта во многие сферы не только
экономики, но и культуры, образования,
спорта.
Игра-викторина «Язык не для всех», в
ходе которой школьники знакомятся с
новыми понятиями в области цифровых
технологий и с профессиями будущего.
Интерактивное путешествие по городу
профессий будущего, в ходе которого
школьники знакомятся с двенадцатью
направлениями
профессиональной
деятельности, которые охватывают 50
перспективных профессий.
Рефлексивная беседа, в ходе которой
педагог просит школьников завершить
некоторые из предложений, например:
«Самое большое открытие, которое я
сделал на этом занятии – это
…»; «Все говорят, что без цифры
сегодняшняя жизнь просто невозможна, я с
этим утверждением …»; «Если у меня
спросят, готов ли я учится всю свою жизнь,
то я отвечу …»
Участие
в
игре
«Незаконченное
предложение», во время которой каждый

ях в семье (День
матери)

Легко ли быть мамой?

Что такое
Родина?
(региональный и
местный
компонент)

Что для каждого человека означает слово «Родина»?
Это родители, семья, дом, друзья, родной город, регион,
вся наша страна и народ. Чувство любви к своей Родине
человек несет в себе всю жизнь, это его опора и
поддержка. Родина – это не просто территория,это,
прежде всего то, что мы любим и готовы защищать.

Мы вместе

История создания Красного Креста. Особенности
волонтерской деятельности. Волонтерство в России

школьник
продолжает
предложение
«Первое, что приходит в голову, когда я
слышу слово «мама» …»
Участие в групповом обсуждении
случаев недопонимания мам и детей.
Поиск причин этого в процессе
групповой работы.
Участие в беседе о том, что делает
наших мам счастливыми
Участие в беседе о том, когда каждый из
нас чувствовал гордость при виде
государственных символов нашей страны.
Какова региональная символика? Что
означают элементы герба, флага?
Знакомство с традициями народов,
живущих на территории России.
Участие в дискуссии о том, что
объединяет людей разных национальностей
в одной стране, что им в этом помогает?
Знакомство школьников с информацией
о создании в Международного Комитета
Красного Креста.
Участие
в
обсуждении
вопроса:
действительно ли создание именно этой
организации можно считать началом

Главный закон
страны

Значение Конституции для граждан страны. Знание
прав и выполнение обязанностей. Ответственность — это
осознанное поведение

Герои нашего
времени

Россия — страна с героическим прошлым.
Современные герои — кто они? Россия начинается с
меня?

волонтерского движения?
Работа в группах по составлению списка
особенностей волонтерской деятельности.
Обмен
историями
из
жизни
о
волонтёрской деятельности
Участие во
вступительной
беседе
о
значении
слова «конституция» и о
жизни без конституции.
Участие в обсуждении ситуаций, в
которых было нарушение прав или
невыполнение обязанностей.
Участие
в
игре
«Незаконченное
предложение», во время которой каждый
школьник
продолжает
предложение
«Нужно знать Конституцию, потому что…»
Участие в дискуссии об осознанном
поведении и личной ответственности
Участие во вступительной беседе о
непростой судьбе нашей страны, о войнах,
которые выпали на долю народа и о
героизме тех, кто вставал на ее защиту.
Участие в дискуссии о том, есть ли место
героизму сегодня? Обсуждение мнений
школьников.
Участие в игре «Качества современного

Новогодние
семейные
традиции
разных народов
России

Новый год — праздник всей семьи. Новогодние
семейные традиции. Новогодние приметы.
Различные традиции встречи Нового года у разных
народов России.

От А до Я.
450 лет "Азбуке"
Ивана Фёдорова

Способы передачи информации до появления
письменности. Разница между азбукой и букварем.
«Азбука», напечатанная Иваном Федоровым:
«Ради скорого младенческого научения».

Налоговая
грамотность

Современный
человек
должен
обладать
функциональной грамотностью, в том числе
налоговой. Для чего собирают налоги? Что они
обеспечивают для граждан? Выплата налогов –
обязанность каждого
гражданина Российской Федерации.

героя»
Игра «Вопрос из шляпы» (Все ли вы
знаете о Новом годе?) Участие в дискуссии
«Поделись новогодней традицией,которая
объединяет народы нашей страны».
Участие в беседе о том, что чаще всего
мы мечтаем о материальных подарках, но
есть ли что-то, что мы хотели бы изменить
в себе в Новом году?
Участие в разговоре о новогодних
приметах, подарках.
Беседа о разных способах передачи
информации. Блиц-опрос «Интересные
факты об Азбуке».
Эвристическая беседа «Первая печатная
«Азбука»: в чем особенности».
Интерактивные задания, связанные с
содержанием «Азбуки».
Беседа о том, что такое налоговая
система.
Блиц-опрос «Для чего государству
необходим бюджет?». Беседа «Права и
обязанности налогоплательщика».
Интерактивное задание «Создай и
распредели бюджет».

Непокоренные.
80 лет со дня
полного
освобождения
Ленинграда от
фашистской
блокады

Голод, морозы, бомбардировки — тяготы блокадного
Ленинграда. Блокадный паек. Способы выживания
ленинградцев.
О провале планов немецких войск. О героизме советских
воинов,
освободивших город на Неве.

Союзники
России

Кто такой союзник? Какие обязанности он на себя
принимает, какими обладает правами? Что дает
заключение союзного договора для государств? Союзники
России – государства, которые разделяют и поддерживают
наши общие традиционные ценности, уважают культуру,
стремятся к укреплению союзных государств и
поддерживают
их.

190 лет со дня
рождения Д.

Цивилизация без научных достижений. Научные и
технические достижения в нашей стране. Вклад

Участие в блиц-опросе «Что вы знаете о
блокаде Ленинграда; каким образом город
попал в кольцо; зачем Гитлер хотел
захватить город; почему Ладожское озеро
называют дорогой жизни; чем стало полное
освобождение Ленинграда от фашистской
блокады для всей страны, для хода Великой
Отечественной войны?»
Беседа о том, что помогало людям
выстоять в осажденном городе.
Работа
в
парах
с
дальнейшим
обобщением: почему планам Гитлера не
суждено было сбыться?
Беседа
о
государствах-союзниках
Российской Федерации.
Блиц-опрос: «Какие традиционные
ценности
разделяют союзники?».
Дискуссия:
права
и
обязанности
союзных государств.
В чем заключается союзническая
поддержка? Что Россия делает для
союзников?
Участие во вступительной беседе о том,
какой была бы жизнь человека без научных

Менделеева.
День российской
науки

российских ученых в мировую науку.
Д.И. Менделеев и роль его достижений для науки.
Достижения науки в повседневной жизни. Плюсы и
минусы научно- технического прогресса

День
первооткрывате
ля

Россия является не только самой большой страной в
мире, которую за ее продолжительную историю шаг за
шагом исследовали, изучали, открывали русские
землепроходцы. Удивительные уголки нашей страны
сегодня может открыть для себя любой школьник.

достижений.
Участие в беседе об основных научных и
технических достижениях в нашей стране.
Участие в интерактивном задании «Д.И.
Менделеев: не только химия».
Участие в блиц – опросе
«Примеры использования
достижений
науки в повседневной жизни».
Работа в группах с дальнейшим
обобщением: «Плюсы и минусы научнотехнического прогресса»
Мотивационная
беседа
о
первооткрывателях,
открытиях
и
удивительных местах России. Мозговой
штурм, в ходе которого школьники за 1
минуту должны назвать 15 российских
городов; за вторую минуту - 15 российских
рек; за третью – 15 названий деревьев,
кустарников и цветов, которые растут в их
регионе.
Просмотр и обсуждение видеоролика
Русского географического общества о
русских землепроходцах.
Игра
«Своя
игра»,
в
которой
разыгрываются вопросы об уникальных

День защитника
Отечества.
280 лет со дня
рождения
Федора Ушакова

Как найти свое

День защитника Отечества: историческиетрадиции.
Профессия военного: кто её выбирает сегодня.
Смекалка в военном деле. 280-летие со дня рождения
великого
русского
флотоводца,
командующего
Черноморским флотом (1790—1798); командующего
русско-турецкой
эскадрой
в
Средиземном море (1798— 1800), адмирала (1799) Ф.Ф.
Ушакова.

Что нужно для того, чтобы найти друзей и самому быть

местах России и их первооткрывателях.
Рефлексивная беседа со школьниками, в
процессе
которой
они
продолжают
предложения, начало которых произносит
педагог:
«Я никогда не знал, что …»; «Если бы я
делал пост в социальных сетях по итогам
нашего сегодняшнего разговора, то я назвал
бы его …»; «Каждый может стать
первооткрывателем, потому что
…».
Участие в интеллектуальной разминке
«Что вы знаете о Дне защитника
Отечества».
Участие в дискуссии о причинах выбора
профессии военного.
Участие в работе в парах: знакомство с
примерами военных действий, в которых
выручала смекалка.
История и современность: уроки
адмирала Ушакова.
Участие в беседе о том, как жители
России выражают свою благодарность
защитникам Отечества
Проблематизирующая беседа о трех

место в обществе

хорошим другом? Примеры настоящей дружбы. Что
нужно для того, чтобы создать хорошую семью и самому
быть хорошим семьянином. Поддержка семьи в России.
Что нужно, чтобы найти свое призвание и стать
настоящимпрофессионалом.
Поддержка
профессионального
самоопределения
школьников в России.

Всемирный
фестиваль
молодежи

Всемирный фестиваль молодежи – 2024. Сириус –
федеральная площадка фестиваля. Исторические факты
появления всемирного фестиваля молодежи и студентов.

слагаемых
успешной
самореализации
человека в обществе: дружбе, семье и
профессии.
Выступление федерального спикера (о
примерах и способах самореализации
человека в различных сферах общественной
жизни).
Рефлексивная беседа «Мое будущее», в
ходе которой школьники обсуждают
вопросы о том, как найти хороших друзей,
как найти спутника/спутницу жизни, чем
руководствоваться в выборе профессии.
Групповая работа «Что я возьму с собой
во взрослую жизнь?», в ходе которой
школьники в каждой группе из набора
карточек выбирают 5 и аргументируют
всему классу свой выбор. В набор могут
входить, например, карточки «умение
готовить», «умение дружить», «умение
учиться», «знать языки», «умение шутить»
и
т.д.
Групповая
работа
по
созданию кластера
«Всемирный
фестиваль молодежи».

Фестивали, которые проходили в нашей стране.

«Первым делом
самолеты».
О гражданской
авиации

Легендарная история развития российскойгражданской
авиации. Героизм конструкторов, инженеров и летчиковиспытателей
первых российских самолетов. Мировые
рекорды российских летчиков.
Современное авиастроение.
Профессии, связанные с авиацией.

Историческая справка об истории
возникновения
Всемирного
фестиваля
молодежи.
Беседа
«Эмблемы
и
символы
фестивалей».
Дискуссия «Всемирный фестиваль
молодежи
–
2024
Проблематизирующая беседа «Почему
человек всегда хотел подняться в небо?», в
ходе которой обсуждаются события,
связанные с первыми попытками человека
«обрести крылья».
Видеоролик об истории российской
авиации, от первого полета в 1913 году на
первом в мире четырехмоторном самолете
«Русский
витязь»
до
современных
авиалайнеров "Суперджет", МС-21, Ил-114300, Ту-214, Ил-96, "Байкал".
Интерактивная игра «33 ступеньки в
небо», в ходе которой школьники
знакомятся с легендарными российскими
пилотами, испытателями, конструкторами.
Мастер-класс «Тренажер летчика», в
ходе которого школьники выполняют
некоторые
упражнения
и
задания

Крым. Путь
домой

Красивейший полуостров с богатой историей. История
Крымскогополуострова.ЗначениеКрыма.Достопримечател
ьности Крыма

Россия здоровая
держава

Здоровый образ жизни – приоритетное направление в
большинстве государств мира. Основные составляющие
здоровья. Современные проекты, связанные со
здоровьем.

(например, «Компас», «Часы» и др.)
которые предлагают современным пилотам
при профотборе.
Рефлексивная беседа «Я могу стать кем
захочу, или уже нет?», в ходе которой
подростки рассуждают об ограничениях,
которые накладывает профессия пилота, о
том, как может реализоваться
мечта о небе, даже если нельзя стать
летчиком.
Участие в беседе о географическом
положении Крыма с использованием карты.
Самостоятельная работа по изучению
информации по истории Крыма. Работа в
группах с обобщением: что с древних
времен привлекало разные народы в
Крымском полуострове?
Обмен
мнениями:
что
бы
вы
рекомендовали посетить в Крыму
Дискуссия
«Основные
правила
здорового образа жизни». Групповая
работа: составление памятки о ЗОЖ.
Дискуссия «Следуешь моде – вредишь
здоровью» (о тату, пирсинге, энергетиках и
т.д.).

Цирк! Цирк!
Цирк! (К
Международном
у дню цирка)

Цирк как фантазийное и сказочное искусство. Цирк в
России, История цирка, цирковые династии России.
Знаменитые
на весь мир
российские
силачи,
дрессировщики, акробаты, клоуны, фокусники. Цирковые
профессии.

«Я вижу Землю!
Это так
красиво».

Главные события в истории покорения космоса.
Отечественные космонавты-рекордсмены.
Подготовка к полёту — многолетний процесс.

Просмотр видеоролика об истории цирка
в России, начиная с первого стационарного
цирка, построенного в Петербурге в 1877
году.
Беседа о современном цирке, причинах
его популярности у детей и взрослых, о
видах циркового искусства (клоунаде,
акробатике,
эквилибристике,
гимнастике,
жонглировании,
эксцентрике, иллюзионизме, пантомиме,
дрессировке животных).
Мастер-класс «Фокус здесь и сейчас», в
ходе которого школьники разучивают
несколько простых фокусов.
Видео-викторина «Клоун», в ходе
которой школьники знакомятся великими
российскими клоунами (Юрий Никулин,
Олег Попов, Юрий Куклачев, Вячеслав
Полунин).
Рефлексивная беседа о том, как важно
уметь поддерживать оптимизм в себе и в
окружающих.
Участие во вступительной беседе об
основных исторических событиях в
космонавтике. Самостоятельная работа в

Художественный фильм «Вызов» - героизм персонажей
и реальных людей.

215-летие со дня
рождения Н. В.
Гоголя

Николай Гоголь – признанный классик русской
литературы, автор знаменитых «Мертвых душ»,
«Ревизора», «Вечеров на хуторе близ Диканьки». Сюжеты,
герои, ситуации из произведений Николая Гоголя
актуальны по сей день.

группах: найти в интернете информацию о
космонавте и сделать сообщение для
одноклассников (Герман Титов, Валентина
Терешкова, Алексей Леонов, Светлана
Савицкая,
Валерий
Поляков,
Елена
Кондакова, Сергей Крикалев, Геннадий
Падалка, Анатолий Соловьев).
Участие в беседе о трудном процессе
подготовки к полёту. Обсуждение фильма
«Вызов» - в чем заключался героизм
главных действующих лиц и актрисы и
режиссера фильма.
Проблематизирующая беседа «Классик
есть классик», в ходе которой школьники
обсуждают, какие сюжеты, герои, ситуации
из произведений Гоголя можно было
назвать современными.
Игра
«Закончи
фразу,
ставшую
крылатой», в ходе которой школьники
продолжают
знаменитые
фразы
из
произведений Н. Гоголя.
Интерактивная игра, в ходе которой
школьники по отрывкам из телеспектаклей,
кинофильмов, иллюстраций, созданных по
произведениям Николая Гоголя, называют

Экологичное
потребление

Труд крут

Урок памяти

Экологичное потребление — способ позаботиться о
сохранности планеты. Экологические проблемы как
следствия безответственного поведения человека.
Соблюдать эко-правила — не так сложно

История Праздника труда.
Труд — это право или обязанность человека?
Работа мечты. Жизненно важные навыки

История появления праздника День Победы. Поисковое
движение России. Могила Неизвестного Солдата.
Семейные
традициипразднования
Дня
Победы.
Бессмертный полк

произведение и его главных героев.
Дискуссия, в ходе которой школьники
обсуждают фразу И.А. Гончарова «Он,
смеша и смеясь, невидимо плакал…».
Участие во вступительной беседе об
экологическом потреблении. Обсуждение
экологических проблем, существующих в
России, и роли людей в их появлении,
поиски решений.
Работа в группах по составлению общего
списка эко-правил, которые легко может
соблюдать каждый
Вступительная беседа об истории
Праздника труда.
Участие в дискуссии: «Труд — это право
или обязанность человека?»
Мозговой
штурм
—
обсуждение
критериев работы мечты.
Блиц-опрос
«Владеете
ли
вы
элементарными трудовыми навыками?»
Участие во вступительной беседе об
истории
появления
праздника
День
Победы. Участие в беседе о том, что
заставляет тысячи человек заниматься
поиском
и
захоронением
останков

Будь готов!
Ко дню детских
общественных
организаций

19 мая 1922 года — день рождения пионерской
организации. Цель её создания и деятельность. Распад
пионерской организации. Причины, по которым дети
объединяются

Русский язык.
Великий и
могучий.
225 со дня
рождения А. С.
Пушкина

Неизвестный Пушкин.
Творчество Пушкина объединяет поколения. Вклад А.
С. Пушкина в формирование современного литературного
русского языка.

погибших защитников Отечества?
Обмен мнениями: есть ли в вашей семье
традиция
отмечать
День
Победы?
Участвует
ли
семья
в
шествиях
Бессмертного полка?
Участие во вступительной беседе о
пионерской организации.
Участие в дискуссии о том, какое
должно быть детское общественное
объединение, чтобы вам захотелось в него
вступить.
Участие в мозговом штурме по
выдвижению причин, по которым дети
объединяются.
Участие в беседе о том, какие бывают
детские общественные объединения
Брейн- ринг «Узнай произведение по
иллюстрации».
Историческая
справка
«Малоизвестные факты из жизни А. С.
Пушкина».
Эвристическая беседа «Мы говорим на
языке Пушкина». Интерактивные задания
на знание русского языка.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».