5-9 Читательская грамотность

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
основная общеобразовательная школа № 26 им.Макового Н.Н.
Кущёвский район

МУНИЦИПАЛЬНОЕ
БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ШКОЛА № 26 ИМЕНИ
МАКОВОГО Н.Н.

Подписано цифровой подписью:
УТВЕРЖДЕНО
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
решением педагогического совета
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
от 31.08.2023 года протокол №1
УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ
Председатель _____________ Т.П.Акименко
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
Подпись руководителя ОУ
№ 26 ИМЕНИ МАКОВОГО Н.Н.
Дата: 2024.01.22 14:28:39 +03'00'

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
«Читательская грамотность»
для 5-9 классов основного общего образования

Ступень обучения (класс) основное общее образование 5-9 класс
Количество часов: 85 ч.
5-17 ч, 6-17 ч., 7-17 ч.,8-17 ч.,9-17 ч.,
Учитель: Иванченко Т.Н.

2023

1

Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности «Читательская грамотность» (Основы смыслового
чтения и работы с текстом) адресована учащимся 5-9 классов общеобразовательной школы и
является необходимым дополнением к программам всех учебных дисциплин, так как формирование
навыков смыслового чтения является стратегической линией школьного образования в целом.
Актуальность программы определена требованиями к образовательному результату,
заложенными в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего
образования (ФГОС ООО) на уровне сформированности метапредметного результата как запроса
личности и государства. В современном информационном обществе важно научить школьников
адекватно и критически воспринимать информацию, компетентно использовать еѐ при реализации
своих целей. Современная школа призвана формировать функциональную грамотность, понимаемую
сегодня как способность человека максимально быстро адаптироваться во внешней среде и активно в
ней функционировать, реализовывать образовательные и жизненные запросы в расширяющемся
информационном пространстве. Инструментальной основой работы с информацией и одновременно
показателем сформированности этого умения является чтение как универсальный способ действий
учащегося, который обеспечивает его способность к усвоению новых знаний и умений, в том числе в
процессе самостоятельной деятельности.
Чтение – это основной способ получения информации по всем учебным предметам, поэтому
от умения воспринимать, понимать, интерпретировать информацию, получаемую при чтении, зависит
успешность образовательного процесса в целом. Единицей информации является текст, поэтому
умение правильно работать с текстом относится к универсальным, основополагающим умениям и
обоснованно является необходимым звеном в программе формирования стратегии смыслового чтения.
В условиях ослабления интереса к чтению успешная реализация программы может
способствовать не только повышению этого интереса, но и формированию потребности использовать
чтение как средство познания мира и самого себя в этом мире. Обучение чтению и пониманию
прочитанного активизирует внимание, память, воображение, мышление, эмоции, формирует и
развивает эстетические чувства, волевые качества, навыки самоконтроля, интеллектуальной
самостоятельности.
Основы смыслового чтения и работы с текстовой информацией закладываются уже в начальной
школе, они должны закрепляться и развиваться в 5 классе и совершенствоваться в течение всех лет
обучения.




Цель программы
формирование и развитие личности ребѐнка на основе духовной и интеллектуальной
потребности в чтении;
формирование и развитие основ читательской компетенции, способствующей достижению
результативности обучения всем предметам образовательной программы школы;
формирование функциональной грамотности учащихся как элемента общей культуры
человека, живущего в открытом информационном пространстве.

Задачи
 развивать в процессе чтения и осмысления текстов эстетические чувства, формировать духовнонравственные основы личности;
 вовлекать учащихся в активные формы деятельности, связанной с чтением, активизировать
потребность в чтении, в том числе досуговом;
 развивать интеллектуальную самостоятельность учащихся, формировать навыки самоконтроля
в процессе освоения способов деятельности;
 освоить базовый понятийный аппарат, связанный с чтением как универсальным видом
деятельности (названия видов чтения) и инструментарий формирования видов целевого

2

чтения (просмотрового/поискового, ознакомительного, изучающего/углублѐнного) в работе с
книгой и текстом как единицей информации;
 учить использовать навыки чтения для поиска, извлечения, понимания, интерпретации и
рефлексивной оценки информации на основе
– углубления базовых знаний по теории текста;
– использования приѐмов поиска и извлечения информации в тексте;
– использования приѐмов смыслового анализа и интерпретации текстов разных стилей и
жанров, соответствующих возрасту учащихся;
– использования приѐмов обработки информации в зависимости от цели еѐ дальнейшего
использования;
– использования приѐмов организации рефлексивной деятельности после чтения и осмысления
текстов.
Формы и режим занятий
Программа внеурочной деятельности реализуется на занятиях, отличающихся общей
практической направленностью и деятельностным характером. Теоретические основы программы
даются дозированно и постигаются через практическую деятельность, которая не только обеспечит
формирование основ читательской компетентности, но и заинтересует учащихся, побудит к
чтению. Поэтому формы проведения занятий должны быть разнообразными, включающими
игровые, исследовательские и проектные технологии, технологии развития критического
мышления через чтение и письмо, технологии проблемного и развивающего обучения и др.. Важно,
чтобы методы и приѐмы организации деятельности учащихся были ориентированы на
формирование и развитие познавательной активности, интеллектуальное развитие, развитие
самостоятельности, навыков самоконтроля.
Формы проведения занятий – беседа, практикум, тренинг, игра, состязание, аукцион, конкурс
(фестиваль), наблюдение и исследование, мониторинг, ролевая игра, библиотечные занятия.
Формы организации деятельности учащихся – индивидуальные и коллективные (групповые, в
парах) формы.
Характеристика образовательного процесса
Программа рассчитана на 5 лет обучения (с 5 по 9 классы), реализуется во внеурочной
деятельности.
Разработанный учебно-тематический план программы описывает содержание модуля из расчета
0,5 часов в неделю в каждом классе. (1 раз в 2 недели, либо интенсив в каникулярное время).
Таким образом, общее количество часов – 85 часов
Программа предполагает поэтапное развитие различных умений, составляющих основу
читательской грамотности.
В 5 классе обучающиеся учатся находить и извлекать информацию различно- го предметного
содержания из текстов, схем, рисунков, таблиц, диаграмм, представленных как на бумажных, так
и электронных носителях. Используются тексты различные по оформлению, стилистике, форме.
Информация представлена в различном контексте (семья, дом, друзья, природа, учеба, работа и
производство, общество и др.).
В 6 классе формируется умение применять знания для решения поставленных перед учеником
практических задач.
В 7 классе обучающиеся учатся анализировать и обобщать (интегрировать) информацию
различного предметного содержания в разном контексте. Проблемы, которые ученику необходимо
проанализировать и синтезировать в единую картину могут иметь как личный, местный, так и
национальный и глобальный аспекты. Школьники должны овладеть универсальными способами
анализа информации и ее интеграции в единое целое.
В 8 классе школьники учатся оценивать и интерпретировать различные поставленные перед ними
проблемы в рамках предметного содержания.
В 9 классе формируется умение оценивать, интерпретировать, делать выводы и строить прогнозы
относительно различных ситуаций, проблем и явлений формируется в отрыве от
3

предметного содержания. Знания из различных предметных областей легко актуализируются
школьником и используются для решения конкретных проблем.
Результативность освоения программы
Задания для выполнения, предлагаемые в процессе внеурочной деятельности, характеризуются
не оценочной, а обучающей и развивающей направленностью. Достижениями учащихся являются
умения, сформированные в процессе деятельности и выделенные в планируемых результатах.
Формой предъявления результата является также участие школьников в мероприятиях,
проведѐнных по этому направлению внеурочной деятельности за год (целесообразно – в конце
каждой четверти).
Планируемые результаты освоения программы
Личностные результаты:
учащиеся научатся
 осознанно читать тексты, выбирая стратегии чтения и работы с текстом, для достижения
положительного
результата
учебной
деятельности,
удовлетворения
личностных
познавательных интересов, развития и обогащения эмоциональной сферы личности;
 использовать полученный опыт восприятия и понимания информации для формирования
собственной позиции, оценочного мнения на основе прочитанных текстов.
Метапредметные результаты:
учащиеся овладеют
 элементарными навыками работы с книгой;
 умениями ставить перед собой цель чтения и выбирать соответствующий цели вид чтения
(поисковый/просмотровый, ознакомительный, изучающий/аналитический);
 элементарными навыками чтения текстов разных стилей и типов речи (в первую очередь
научно-учебных, научно-познавательных).
Применяя стратегии чтения в работе с текстом, учащиеся смогут осуществлять деятельность,
направленную на поиск информации и понимание прочитанного, на основе умений:
 определять главную тему, общую цель или назначение текста;
 предвосхищать содержание текста по заголовку с опорой на имеющийся читательский и
жизненный опыт;
 находить основные текстовые и внетекстовые компоненты (в несплошных текстах);
 находить в тексте требуемую информацию (явную): главную и второстепенную, фактическую
и иллюстративную, тезисную и доказательную и т.п.;
 выделять термины, обозначающие основные понятия текста.
Применяя стратегии чтения в работе с текстом, учащиеся смогут осуществлять деятельность,
направленную на понимание и интерпретацию информации, на основе умений:
 понимать смысл и назначение текста, задачу/позицию автора в разных видах текстов;
 выбирать из текста или придумывать заголовок, соответствующий содержанию и общему
смыслу текста;
 формулировать тезис, выражающий общий смысл текста, передавать в устной и письменной
форме главное в содержании текста;
 объяснять порядок частей, содержащихся в тексте;
 сопоставлять и объяснять основные текстовые и внетекстовые компоненты (в несплошных
текстах);
 интерпретировать содержание: сравнивать и противопоставлять заключѐнную в тексте
информацию разного характера, определять причинно-следственные и логические связи, делать
выводы из сформулированных посылок о намерении автора / главной мысли текста;
 задавать вопросы по содержанию текста и отвечать на них;
 прогнозировать содержание текста;
4




находить скрытую информацию в тексте;
использовать словари с целью уточнения непонятного значения слова.
Применяя стратегии чтения в работе с текстом, учащиеся смогут осуществлять деятельность,
направленную на понимание и преобразование информации, на основе умений:
 составлять план к тексту и структурировать текст, используя план;
 делать пометки, выписки, цитировать фрагменты текста в соответствии с коммуникативным
замыслом;
 приводить аргументы/примеры к тезису, содержащемуся в тексте;
 преобразовывать (перекодировать) текст, используя новые формы представления информации
(опорные схемы, таблицы, рисунки и т.п.).
Применяя стратегии чтения в работе с текстом, учащиеся смогут осуществить деятельность,
направленную на оценку информации и рефлексию, на основе умений:
 откликаться на содержание текста: связывать информацию, обнаруженную в тексте, со своими
представлениями о мире;
 оценивать утверждения, находить доводы в защиту своей точки зрения в тексте;
 использовать полученную из разного вида текстов информацию для установления несложных
причинно-следственных связей и зависимостей, объяснения, обоснования утверждений /
тезисов;
 оценивать не только содержание текста, но и его форму.
Предметные результаты:
Учащиеся получат возможность
 использовать базовые умения и навыки смыслового чтения и работы с текстом на уроках разных
предметных дисциплин при совершении интеллектуальных (познавательных) действий, для
решения учебно-познавательных и учебно-практических задач, в ситуациях моделирования и
проектирования;
 обогатить, углубить знания, расширить общий культурный кругозор на основе работы с
информацией (текстами) в разных предметных областях.

5

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО
КУРСА
«Основы читательской грамотности»
5 класс
Тема занятия

Всего
часов,
1/2 часа
в неделю

Определение основной темы в
фольклорном произведении.
Пословицы, поговорки как источник
информации
Личная ситуация в текстах.

2

3.

Работа с текстом: как выделить
главную мысль текста или его частей?

2

4.

Типы текстов: текст-описание
(художественное и техническое)
Что такое вопрос? Виды вопросов.
Типы задач на грамотность чтения.
Примеры задач.
Работа со сплошным текстом
Проведение рубежной аттестации
Всего часов

1.

2.

5.
6.
7.
8.

2

Дата
проведения
план

факт

Планируе
мый
образоват
ельный
результат
Находит и
извлекает
информац
ию
из
различных
текстов

2
2
2
3
2
17

6

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО
КУРСА
«Читательская грамотность»
6 Класс
Тема занятия

1.

2.

3.

4.

5.

6.
7.
8.

Всего
часов,
1/2 часа в
неделю

Определение основной темы и
идеи в эпическом
произведении. Определение
авторской позиции в
художественном тексте
Древнерусская летопись как
источник информации о
реалияхвремени.
Сопоставление содержания
художественных текстов.
Определение авторской
позиции в тексте.
Работа с текстом: как понимать
информацию, содержащуюся в
тексте?
Типы текстов: текстповествование (рассказ, отчет,
репортаж)
Типы задач на грамотность.
Интерпретационные задачи.
Работа с несплошным текстом:
таблицы и карты.

1

Проведение рубежной
аттестации
Всего часов

2

2

2

Дата проведения
план

факт

Планируем
ый
образовател
ьный
результат
Применяе
т
информа
цию,
извлечѐнную
из текста,
для решения
разного рода
проблем

2

4

2
2

17

7

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО
КУРСА
«Основы читательской грамотности»
7 Класс
Тема занятия

1.
2.

Определение основной темы и идеи в
лирическом произведении.
Сопоставление содержания текстов
публицистического стиля. Общественная
ситуация в текстах

Всего часов,
1/2 часа в
неделю
2
2

3.

Работа с текстом: как преобразовывать
текстовую информацию с учѐтом цели
дальнейшего использования?

2

4.

Типы текстов: текст-объяснение
(объяснительное сочинение, резюме,
толкование, определение).
Поиск комментариев, подтверждающих
основную мысль текста, предложенного
для анализа.
Типы задач на грамотность (позиционные
задачи)
Работа с несплошным текстом:
информационные листы и объявления,
графики и диаграммы.
Проведение рубежной аттестации
Всего часов

2

5.

6.
7.

8.

Дата
проведения

Планируемый
образовательн
ыйрезультат
Анализируе
ти
интегрируе
т
информацию
для принятия
решения

2

2
3

2
17

8

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО
КУРСА
«Основы читательской грамотности»
8 Класс
Тема занятия

1.

Определение основной темы и идеи в
драматическом произведении.

2.

Учебный текст как источник информации.

3.

Работа с текстом: как применять
информацию из текста в изменѐнной
ситуации?
Типы текстов: текст-инструкция(указания к
выполнению работы, правила, уставы,
законы)
Поиск ошибок в предложенном тексте.

4.

5.
6.
7.
8.

Типы задач на грамотность
(информационные задачи)
Работа с несплошным текстом: графики и
диаграммы
Проведение рубежной аттестации
Всего часов

Всего часов,
1/2 часа
в неделю

Дата
проведени
я

Планируемый
образовательн
ый
результ
ат

2

2
2

Принимает
решение на
основеоценки и
интерпретации
информации

3

2
2
2
2
17

9

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
«Читательская грамотность»
9 Класс
Тема занятия

1.

2.
3.

4.
5.
6.

7.
8.

Формирование читательских
умений с опорой на текст и
внетекстовые знания.
Сопоставление содержания
текстов научного стиля.
Критическая оценка степень
достоверности содержащейся
в тексте информации
Типы текстов: текстаргументация
Составление плана на основе
исходного текста.
Типы задач на грамотность.
Аналитические
конструирующие) задачи.
Работа со смешанным
текстом. Составные тексты.
Проведение рубежной
аттестации
Всего часов

Всего
часов, 1/2
часа
в неделю
2

2
2

2
2

Дата проведения
план

факт

Планируе
мый
образоват
ельный
результат
Оценивает
информаци
юи
принимает
решение в
условиях
неопределѐ
нности и
многозадач
ности

3

2
2
17

10

Проектирование достижения планируемых образовательных результатов учебного
курса с 5 по 9 классы
Уровни

ПОР

Типовые задачи

5 класс
Уровень узнавания
и понимания

Находит и извлекает информацию
из различных текстов

Определить вид текста, его
источник. Обосновать своѐ
мнение.
Выделить основную мысль в
текст, резюмировать его
идею.
Предложить или объяснить
заголовок, название текста.
Ответить на вопросы словами
текста. Составить вопросы по
тексту.
Продолжить
предложение
словами из текста.
Определить назначение тек-

Учим воспринимать и объяснять
информацию

Инструменты и
сред-ства
Тексты (учебный,
ху- дожественный,
науч- нопопулярный, публицистический; повествовательный,
опи-сательный,
объясни- тельный;
медийный). По
содержанию тексты должны быть
ма- тематические,
есте- ственнонаучные, финансовые. Объѐм:
не
более одной
страницы.

ста, привести примеры жизненных ситуаций, в которых
можно и нужно использовать
информацию из текста.

11

6 класс
Уровень понимания и применения
Учим думать и
рассуждать

Применяет
информацию, извлечѐнную из текста,
для решения разного рода проблем

Сформулировать проблему,
описанную в тексте. Определить контекст.
Выделить информацию, которая имеет принципиальное
значение для решения проблемы.
Отразить описанные в тексте
факты и отношения между
ними в граф-схеме (кластере,
таблице)
Из предложенных вариантов
выбрать возможные пути и
способы решения проблемы.
Вставить пропущенную в
тексте информацию из таблицы, граф-схемы, диаграммы.
Привести примеры жизненных ситуаций, в которых могут быть применены установленные пути и способы решения проблемы.
Построить алгоритм решения
проблемы по данному условию.

Задачи
(проблемные,
ситуационные,
прак- тикоориентированные,
от-крытого типа,
кон- текстные).
Проблемнопознавательные
зада-ния.
Графическая
нагляд-ность:
граф-схемы,
кластеры,
таблицы,
диаграммы,
интеллект-карты.
Изобразительная
наглядность:
иллю-страции,
рисунки.
Памятки с
алгорит- мами
решения задач,
проблем, заданий

12

7 класс
Уровень анализа и
синтеза
Учим анализировать и интерпретировать проблемы

Анализирует и
интегрирует информацию для
принятия решения

Выделить составные части в
представленной информации
(тексте, задаче, проблеме),
установить между ними взаимосвязи.
Сформулировать проблемуна
основе анализа представленной ситуации. Определить контекст проблемной
ситуации.
Определить область знаний,
необходимую для решения
данной проблемы.
Преобразовать информацию
из одной знаковой системы в
другую (текст в схему, таблицу, карту и наоборот).
Составить аннотацию, рекламу, презентацию.
Предложить варианты решения проблемы, обосновать их
результативность с помощью

Тексты, задачи,
ситуа-ции
Задачи
(проблемные,
ситуационные,
прак- тикоориентированные,
от-крытого типа,
кон- текстные).
Проблемнопознавательные
зада-ния.
Графическая
нагляд-ность:
граф-схемы,
кластеры,
таблицы,
диаграммы,
интеллект-карты.
Изобразительная
наглядность:
иллю-страции,
рисунки.
Памятки с
алгоритмами решения

конкретного
предметного
знания.
Привести примеры жизненных ситуаций, в которых
опыт решения данных проблем позволить быть успешным, результативным.
Составить алгоритм решения
проблем данного класса.
Сделать аналитические выводы.

13

8 класс
Уровень оценки в
рамках предметного содержания
Учим оценивать и
принимать решения

Принимает решение на основе
оценки и интерпретации информации

Оценить качество представленной информации для решения личных, местных,
национальных, глобальных
проблемы.
Предложить пути и способы
решения обозначенных проблем.
Спрогнозировать (предположить) возможные последствия предложенных действий.
Оценить предложенные пути
и способы решения проблем,
выбрать и обосновать наиболее эффективные.
Создать дорожную (модельную, технологическую) карту
решения проблемы.

Тексты, задачи,
ситуа-ции
Карты: модельные,
технологические,
мен-тальные,
дорожные

14

9 класс
Уровень оценки в
рамках метапредметного содержания
Учим действовать

Оценивает
информацию и принимает решение в
условиях неопределѐнности и многозадачности

Сформулировать проблему
(проблемы) на основе анализа ситуации.
Выделить граничные условия
неопределѐнности многозадачности указанной проблемы.
Отобрать (назвать) необходимые ресурсы (знания) для
решения проблемы.
Выбрать эффективные пути и
способы решения проблемы.
Обосновать свой выбор. Доказать результативность и
целесообразность выбранных
способов деятельности.

Типичные задачи
(за-дания)
метапредмет- ного
и практического
характера.
Нетипичные
задачи (задания)
метапредметного
и
практиче- ского
характера.
Комплексные
кон- текстные
задачи (PI-SA)

15

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/chitatelskaya-gramotnost/
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по формированию читательской грамотности
обучающихся 5-9-х классов с использованием открытого банка заданий на цифровой
платформе Москва, 2021

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
Федеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ru
Служба русского языка, словари, справочная литература http://www.slovari.ru
Библиотека http://lib.ru
Википедия https://ru.wikipedia.org
Интерактивные ЦОР http://fcior.edu.ru ;http://school-collection.edu.ru

16


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».