МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования, науки и молодежной политики Краснодарского края Кущевский район МБОУ СОШ № 26 имени Макового Н.Н МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 26 ИМЕНИ МАКОВОГО Н.Н. Подписано цифровой подписью: МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 26 ИМЕНИ МАКОВОГО Н.Н. Дата: 2024.01.19 14:38:02 +03'00' УТВЕРЖДЕНО Директор __________Т.П.Акименко Приказ № 1 от «31» 08. 2023г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности Безопасные дороги Кубани Класс – 5-11 Программа разработана на основе программы профилактики детского дорожнотранспортного травматизма обучающихся 1-11 классов общеобразовательных школ “Безопасные дороги Кубани”, утвержденной региональным учебнометодическим объединением в системе общего образования ГБОУ “Институт развития образования” Краснодарского края (протокол от 23.03.22г. №1) х.Средние Чубурки, 2023 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Актуальность программы. В связи с возрастающим процентом дорожно-транспортных происшествий (ДТП) с участием детей безопасность учащихся приобрела ранг наиболее значимых социальных проблем, как в Краснодарском крае, так и в России в целом. Профилактика дорожнотранспортного травматизма (ДТТ) в последнее время стала одним из важных направлений воспитания. В процессе обучения и воспитания в условиях школы у учащихся формируются знания о сохранении жизни и здоровья человека, укрепляются навыки ориентирования в дорожных ситуациях, предвиденья опасности и оценивания ее уровня. Данная актуальность проблемы определяет необходимостью совместной системной и продуктивной деятельности региональных органов образования, образовательных организаций и управления ГИБДД ГУ МВД в области предупреждения и профилактики детского ДТТ. В соответствии с Указом Президента РФ от 01.06.2012 № 761 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы» сбережение здоровья каждого ребенка относится к приоритетным направлениям стратегии. Цель принятой федеральной программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2013-2020 годах», утвержденная постановлением Правительства РФ от 27.10.2012 № 1995-р, является снижение смертности от дорожно-транспортных происшествий к 2020 г. на 25% по сравнению с 2010 г. Достижение заявленной цели предполагает использование системного подхода. Знакомить школьников с правилами дорожного движения, формировать у них навыки правильного поведения на дороге необходимо с 1 класса, так как знания, полученные в детстве, наиболее прочные, правила, освоенные в школьные годы, впоследствии становятся нормой поведения, а их соблюдение – потребностью человека. В связи свыше обозначенной актуальностью возникла необходимость в разработке и реализации краевой программы профилактики детского дорожно-транспортного травматизма обучающихся 5-11 классов общеобразовательных организаций «Безопасные дороги Кубани». Основным концептуальным положением данной программы стало понимание важности вопросы профилактики ДТТ и изучения правил дорожного движения (ПДД) которые рассматриваются как один из аспектов личной безопасности ребенка. Программа построена с учетом следующих принципов: − Принцип индивидуального и дифференцированного подхода предполагает учет личностный, возрастных особенностей обучающихся и уровня их психического и физического развития. На основе индивидуального и дифференцированного подхода к обучающимся, изучение черт их характеров, темперамента, установок, интересов, мотивов поведения можно воспитать у них положительные привычки, приучить к дисциплине, культуре поведения в сфере дорожного движения. − Принцип взаимодействия «Дети – дорожная среда». Чем меньше возраст обучающихся, тем быстрее и легче происходит у них формирование 2 устойчивых привычек безопасного поведения. Детское восприятие окружающей среды во многом определяется вербальной (словесной) информацией взрослых, обращающих внимание на светофор, пешеходный переход, опасность на дороге, скорость движения машин. Двигательная реакция определяется уровнем развития у детей центральных регуляторных физиологических механизмов, обеспечивающих равновесие. Необходимые двигательные навыки и умения они приобретают с возрастом в процессе обучения и воспитания. − Принцип взаимосвязи причин опасного поведения и его последствиях: дорожно-транспортного происшествия. Обучающиеся должны знать, какие опасности могут подстерегать их в дороге. − Принцип возрастной безопасности. У обучающихся довольно рано появляется стремление самостоятельно ходить в школу и гулять по улицам. С одной стороны, это надо одобрять, чтобы не тормозить развитие волевых качеств ребенка. С другой – необходимо воспитывать понимание опасной дорожной среды и вырабатывать привычки, умения и навыки безопасного поведения. Важно иметь в виду и то, что у школьников наблюдается довольно большое расхождение между знаниями и фактическими действиями. Это объясняется, как правило, легкой отвлекаемостью, импульсивностью, спешкой, заинтересованностью, увлеченностью чем-либо, когда они находятся на дороге. Нужно формировать, развивать и совершенствовать целостность восприятия опасной дорожной среды, показывать конкретные безопасные действия выхода из опасных ситуаций. − Принцип социальной безопасности. Обучающиеся должны понимать, что они живут в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения. Соблюдение этих правил на дорогах контролирует Государственная инспекция безопасности дорожного движения. Инспектор дорожно-патрульной службы выявляет нарушителей среди водителей и пешеходов и наказывает их: предупреждает или штрафует. Правила дорожного движения нужно соблюдать для общей безопасности, так как неправильные действия ребенка на улице и дороге опасны и для него самого, и для окружающих. − Принцип самоорганизации, саморегуляции и самовоспитания. Этот принцип реализуется при осознании детьми правил безопасного поведения. Тогда они достаточно легко, без сопротивления регулируют свое поведение, наблюдают за сверстниками, замечают нарушения правил дорожного движения взрослыми и часто не понимают, и возмущаются, почему те поступают рискованно и не соблюдают правил. Для подкрепления самовоспитания нужен положительный пример взрослых. Классный руководитель организует работу не только с обучающимися, но и с родителями. 3 Цель программы: формирование культуры безопасной жизнедеятельности через профилактику детского ДТТ. Задачи программы: 1. Совершенствование методов и форм работы педагога по предупреждению ДТТ, используя новые воспитательные технологии. 2. Повышение качества знаний и навыков школьников по ПДД. 3. Совершенствование системы мониторинга знаний учащихся по ПДД. 4. Создание (или активизация) отрядов юных инспекторов движения (ЮИД). 5. Активизация деятельности школьного пресс-центра, школьного сайта (рубрики) по вопросам пропаганды ПДД. 6. Усиление уровня активности родителей учащихся в процесс обучения несовершеннолетних основам безопасного поведения на дорогах. 7. Выработка у учащихся поведенческих стереотипов, способствующих самосохранению в условиях дорожной ситуации. 8. Формирование у учащихся устойчивых навыков соблюдения и выполнения ПДД. 9. Привитие культуры безопасного поведения на дорогах. 10. Формирование первичных навыков оказания первой медицинской помощи при ДТП. Место программы в плане развития школы: Программу профилактики детского дорожно-транспортного травматизма обучающихся 5-11 классов общеобразовательных школ «Безопасные дороги Кубани» следует рассматривать как составную часть программы воспитания и социализации, которую реализуют классные руководители. Контроль за реализацией программы возлагается на заместителя директора по воспитательной работе. Работа классного руководителя по предупреждению ДТТ в рамках «Месячника дорожного движения», организовывается в начале и конце учебного года, а также перед уходом школьников на каникулы. Особую роль в профилактике детского ДТТ играет совместная работа классных руководителей с инспекторами ГИБДД, медицинских работников, инструкторов по вождению автотранспорта, родительской общественности. Содержание классных часов данной программы предусматривает подробное рассмотрение при освоении предметных областей (филология (русский язык, родной язык, литература, родная литература, иностранный язык, второй иностранный язык); общественно-научные предметы (история России, всеобщая история, обществознание, география); математика и информатика (математика, алгебра, геометрия, информатика); основы духовно-нравственной культуры народов России; естественно-научные предметы (физика, биология, химия); искусство (изобразительное искусство, музыка); технология (технология); физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности. Сроки реализации программы: Программа реализуется с 5-11 класс из расчета 2 часа в месяц-всего 187 часов. 4 Особенности тематического содержания программы: Нормативной основой для разработки программы для учащихся 5–11 классов общеобразовательной школы «Безопасные дороги Кубани» стал законодательный акт: Федеральный закон «О безопасности дорожного движения» от 10 декабря 1995 года № 196 ФЗ (ред. от 03.07.2016 г.), ст. 41 «Охрана здоровья обучающихся», Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012, Конвенция «О правах ребенка» (принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 года, Закон Краснодарского края «Об образовании в Краснодарском крае» от 16 августа 2013 года, рекомендации Министерства образования и науки по реализации федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2013-2020 г.». В программе учтены требования ФГОС ООО, рекомендации сотрудников краевого ГИБДД. Формулировка тематики образовательных встреч (классных часов) также находится в единой логике с уже реализующими программами по ПДД, как например «Безопасность дорожного движения. 5-9 классы» (под общей редакцией А.Т. Смирнова), «Безопасность дорожного движения. 10-11 классы (под общей редакцией А.Т. Смирнова). Не исключена корректировка или дополнение тематики внеурочной деятельности по данной программе с учетом места жительства (городская/сельская местность), особенностей условий (наличие различных видов транспорта, пешеходных зон, велосипедных дорожек, близость автотрассы, ж/д пути и т.д.), учебно-материальная база. Основные методы реализации: − Внушение. Дети школьного возраста легко внушаемы, воспринимают все на веру. Внушением можно приостановить опасные действия ребенка на улице и дороге и, наоборот, стимулировать правильные действия. Эффект внушения усиливается, если педагог использует яркие образные формы, приводит наглядные примеры. Чтобы не притуплялась восприимчивость, одни и те же идеи внушения лучше формировать по-разному. − Убеждение – это доказательство истинности того или иного положения. На обучающихся наиболее эффективно воздействует предметнословесное убеждение. Убеждение предполагает прежде всего осмысление и внутреннее понятие детьми принципов, определяющих, что можно делать, а что нельзя. Убеждение всегда должно быть логичным, последовательным и неопровержимым. Его целесообразно применять одновременно с внушением, приучением, примером. В учебно-воспитательном процессе убеждение реализуется в рассказе, объяснении, беседе, игре, экскурсии. Вырабатываются правильные оценки, суждения по конкретным фактам ДТП, поступкам детей. Обсуждаются нарушения ПДД водителями и пешеходами, формируются нравственные понятия. 5 − Пример. Воспитательное значение примера состоит в том, что он быстро запоминается. Психологическая основа примера – подражание. Важно окружить школьников положительными примерами. Иногда достаточно один раз показать, как правильно и безопасно поступать, чтобы убедить детей соблюдать правила в любой дорожной ситуации. − Упражнение. Без упражнения нельзя сформировать у обучающихся заданный тип поведения. Суть упражнения в многократном выполнении требуемых действий, доведении их до автоматизма. В результате формируются необходимые для дорожной безопасности качества личности, навыки и привычки. В упражнениях развивается целостность восприятия, наблюдательность, дисциплинированность, осторожность. Привычка вырабатывается постепенно, при повторении одних и тех же действий. Закрепившись в сознании, она становится устойчивой. Поэтому формирование и развитие положительных привычек у обучающихся является основой культуры их поведения в дорожной среде. − Поощрение. Это положительная оценка правопослушного и безопасного поведения детей на улицах и дорогах. Поощрение основано на положительных эмоциях, поэтому повышает ответственность и укрепляет дисциплинированность. В этом методе используется прием опоры на положительное в личности ребенка. Одобрение его поступков педагог выражает жестом, мимикой, похвалой перед классом, родителями. Это предполагает внимательное отношение к успехам в овладении правилами движения и дорожной безопасности. Уважение, доверие вселяют в ребенка уверенность в своих силах, самостоятельность, чувство собственного достоинства, волю. Основные формы реализации: − тематические классные часы; − лекции, познавательные игры, квесты; − конкурсы рисунков, плакатов, стихотворений; − совместная работа с учреждениями здравоохранения и ГИБДД; − обучение учащихся оказанию первой медицинской помощи; − использование интерактивных электронных образовательных ресурсов портала «Дорога безопасности», видео и аудио материалов. Ожидаемые конечные результаты реализации программы: 6 Полученные знания позволят обучающимся прогнозировать опасные ситуации на дорогах, ориентироваться в них, оценивать влияние их последствий на жизнь и здоровье человека. Обучающиеся смогут оценивать свое поведение на улице и дороге с точки зрения соответствия требованиям ПДД и здорового образа жизни. Научатся разрабатывать пошаговые действия безопасного поведения (пешехода, пассажира) с учетом особенностей реальных дорожных ситуаций. Основные разработчики программы: 1. ГБОУ «Институт развития образования» Краснодарского края. 2. Управление ГИБДД ГУ МВД России по Краснодарскому краю. 7 2. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАН ЗАНЯТИЙ (КЛАССНЫХ ЧАСОВ) программы для учащихся 5–11 классов общеобразовательной школы «Безопасные дороги Кубани» № Название темы Количество часов п/п 5-й класс 1 Дорога, транспорт, пешеход (практическое занятие, оформление уголка) Выбор наиболее безопасного маршрута в школу и домой. 1 2. Виды транспортных средств. Обязанности пассажира. «Сами не видят, а другим показывают». Конкурс плакатов по безопасности дорожного движения. 1 3. «Мой папа (моя мама) – водитель и я». Составление и решение кроссворда по ПДД. 1 4. Встреча с инспектором ГИБДД. 1 5. Сигналы транспортных светофоров с дополнительной секцией и пешеходных светофоров. Дорожные знаки и дополнительные средства информации. 1 6. Назначение, роль дорожной разметки в организации дорожного движения. Понятие об организованной пешей колонне. 1 7. ПДД для велосипедистов. Дорожные знаки. Техническое состояние велосипеда. Движение групп велосипедистов. Обязанности водителя велосипеда. 1 8. Разметка проезжей части дороги. Остановка и стоянка транспортных средств. Влияние погодных условий на движение транспортных средств. 1 9. Дорожные знаки и их группы. Предупреждающие знаки. Предписывающие и информационноуказательные знаки. Знаки сервиса, приоритета и дополнительной информации. 1 10. Памятка пешеходу. (Решение задач карточек по ПДД). 1 8 11. Железнодорожный переезд. Правила движения по ж/д переезду. Сигналы остановки поезда. Проверка знаний, изученных тем. 1 12. Подготовка и проведение соревнования «Безопасное 1 колесо» в школе. 13. Основы оказания доврачебной помощи. Первая помощь при ДТП. Аптечка авто и ее содержание. Информация свидетеля при ДТП. Оказание первой помощи. (Занятие по ответам на вопросы.) 1 14. Раны, их виды. (Выполнение практического задания по оказанию первой доврачебной помощи при ДТП). 1 15. Оказание первой помощи при кровотечениях. Виды повязок и способы их наложения. (Практическое занятие). 1 16. «Сами не видят, а другим показывают». Конкурс плакатов по безопасности дорожного движения. Порядок движения групп детей в городе и за городом. Меры безопасности при организации пеших экскурсий с детьми. 1 17. Что запрещено велосипедисту? Неисправности велосипеда, при которых запрещена его эксплуатация. 1 6-й класс 1 Правила дорожного движения. Ответственность за нарушение правил. Проект «Твой ежедневный маршрут». 1 2 Кем и когда утверждены ныне действующие Правила дорожного движения. Общие положения правил – понятия и термины. Ответственность за нарушение правил. 1 3 Допуск к вождению велосипеда. Передвижение в колонне. Что запрещено велосипедисту? Движение по велосипедной дорожке. 1 4 Подача предупредительных сигналов велосипедистом световыми приборами и рукой. 1 9 5 «Сами не видят, а другим показывают». Конкурс плакатов по безопасности дорожного движения. Встреча с инспектором ГИБДД. 1 6 Дополнительные требования к движению велосипедистов. Технические требования, предъявляемые к велосипеду, и уход за ним. Устройство велосипеда. Назначение и устройство основных узлов и агрегатов велосипеда. 1 7 Движение велосипедистов в колонне. Движение велосипедистов группами. 1 8 Назначение номерных, опознавательных знаков и надписей на транспортных средствах. 1 9 Опознавательные знаки транспортных средств: шины. Перевозка детей, глухой водитель. Ограничение скорости, опасный груз, Крупногабаритный груз, длинномерное ТС, инвалид. 1 10 Назначение и виды дорожных знаков. Дорожные знаки и их группы. Предупреждающие знаки. Предписывающие и информационно-указательные знаки. Знаки сервиса, приоритета и дополнительной информации. 1 11 Проектная работа «Дорожные знаки в моей окрестности» 1 12 Тормозной остановочный путь. Общие правила проезда перекрестков 1 13 Пользование осветительными приборами и звуковыми сигналами. Осветительные приборы автомобиля. Движение в темное время суток в городе и за городом. 1 14 Дорожная аптечка. Лекарственные средства. Применение лекарственных средств. Теория, практика. Виды кровотечений. Виды ран. Наложение повязок. 1 15 Практическое занятие. Оказание первой помощи при кровотечениях. 16 Зачет по ПДД. Тестирование. Инструктаж по ТБ в летние каникулы. 10 1 17 Проектная работа. Выпуск стенгазеты «Дорожная безопасность». Профилактическая заключительная беседа «У светофора каникул нет». 1 7-й класс 1 Повышение интенсивности движения транспорта и пешеходов. Причины дорожно-транспортных происшествий. 1 2 Мероприятия по повышению безопасности движения транспорта и пешеходов. Основные причины 1 происшествий с учащимися. Поведение свидетелей дорожно-транспортных происшествий. 3 Правила перевозки пассажиров. Обязанности пассажиров. Перевозка пассажиров общественным и личным транспортом. Перевозка детей. Где запрещается перевозить пассажиров? 1 4 Движение пешеходов и транспорта вне населенного пункта. Порядок движения пешеходов за городом. Движение транспортных средств по загородным дорогам. 1 5 «Сами не видят, а другим показывают». Конкурс плакатов по безопасности дорожного движения. Встреча с инспектором ГИБДД. 1 6 Проезд железнодорожных путей. Движение через неохраняемый железнодорожный переезд. Сигналы общей тревоги, подаваемые водителем при остановке на ж/д переезде. Проезд охраняемого железнодорожного переезда. Сигналы общей тревоги, подаваемые водителем при остановке на ж/д переезде. 1 7 Практические занятия по обучению езде на велосипеде. Езда с препятствиями. Отработка глазомера в определении скорости движения. 1 8 Практические занятия по обучению езде на велосипеде. Подготовка велосипеда к эксплуатации. Отработка навыка держать равновесие при движении на малых скоростях. Отработка поворотов и разворотов. Подача предупредительных сигналов рукой. 1 11 9 Способы регулирования движения. Назначение светофора. Транспортные светофоры. Регулировщик. Жесты регулировщика как способ регулирования дорожного движения. 1 10 Назначение и виды дорожных знаков. Дорожные знаки и их группы. Предупреждающие знаки. Предписывающие и информационно-указательные знаки. Знаки сервиса, приоритета и дополнительной информации. 1 11 Проектная работа «День дорожного знака» Просмотр видеофильмов по ПДД. 1 12 Подготовка и проведение соревнования «Безопасное колесо» в школе. 1 13 Дорожная разметка и ее характеристика. 1 14 Дорожная аптечка. Лекарственные средства. Применение лекарственных средств. Теория, практика. 1 15 Виды кровотечений. Виды ран. Наложение повязок Практическое занятие. Оказание первой помощи при кровотечениях. 1 16 Конкурс знатоков ПДД. Соревнование по теоретическим знаниям правил дорожного движения и практическим навыкам езды на велосипеде. 1 17 Зачет по ПДД. Тестирование. Инструктаж по ТБ в летние каникулы. Профилактическая заключительная беседа «У светофора каникул нет». 1 8-й класс 1 Правила движения — закон улиц и дорог 3 2 Дорога, элементы дороги 2 3 Способы регулирования движения 1 4 Дорожная разметка как способ регулирования дорожного движения 2 5 Автомобиль и его классификация 2 6 Правила пользования транспортом 2 12 7 Мопед и велосипед с подвесным устройством 2 8 Пешеходные переходы и остановки маршрутных транспортных средств 2 9 Итоговое занятие 1 9-й класс 1 Назначение правил дорожного движения, история их возникновения и развития 3 2 Элементы улиц и дорог 3 3 Способы регулирования дорожного движения 1 4 Тормозной и остановочный путь автомобиля 2 5 Назначение и виды транспортных средств 2 6 Назначение и группы дорожных знаков 2 7 Правила движения для велосипедиста, мотоциклиста, водителя скутера 1 8 Железнодорожный переезд 2 9 Итоговое занятие 1 10-й класс 1 Правила поведения участников дорожного движения 3 2 ПДД и дорожные знаки 3 3 Способы регулирования движения 1 4 Сигналы светофора с дополнительной секцией 1 5 Ответственность за приведение в негодность транспортных средств и нарушение ПДД 2 6 Движение пешеходов индивидуально, группами и в колоннах 2 7 Устройство велосипеда с подвесным двигателем, мопеда, скутера 1 8 Назначение номерных опознавательных знаков и надписей на транспортных средствах 2 9 Оказание первой помощи при травмах опорнодвигательного аппарата 2 13 11-й класс 1 История автомототранспорта и принимаемые меры по обеспечению безопасности дорожного движения 3 2 Движение по загородным (сельским) дорогам 3 3 Правила перевозки пассажиров 2 4 Правила перевозки грузов 2 5 Движение в темное время суток и в сложных погодных условиях 2 6 Движение транспортных средств 3 7 Остановочный и тормозной путь автомобиля 2 8 Оказание первой помощи при острой сердечной недостаточности, инсульте и остановке сердца 1 9 История автомототранспорта принимаемые меры по 1 обеспечению безопасности дорожного движения 14 3. СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ (КЛАССНЫХ ЧАСОВ) по программе для учащихся 5–11 классов общеобразовательной школы «Безопасные дороги Кубани» 5-й класс Виды транспортных средств. Классификация транспортных средств. Механические транспортные средства. Роль трамваев, троллейбусов, автомобилей, сельскохозяйственных машин и самоходного шасси в экономике страны. Транспортные и специальные автомобили. Немеханические транспортные средства, роль и назначение их. Обязанности пассажира. Порядок ожидания транспорта. Посадка и высадка пассажиров на маршрутные транспортные средства. Поведение в троллейбусе, трамвае, автобусе. Перевозка группы детей в автобусе, трамвае. Порядок перевозки детей грузовыми автомобилями и другими видами транспорта. Сигналы транспортных светофоров с дополнительной секцией и пешеходных светофоров. Порядок движения транспорта и пешеходов на регулируемых перекрестках со светофором с дополнительной секцией. Регулировщик. Назначение жестов (сигналов) регулировщика. Порядок движения на перекрестке при регулировании движения регулировщиком и светофором. Дорожные знаки и дополнительные средства информации. Назначение и роль дорожных знаков для регулирования движения. Предупреждающие знаки и их предназначение. Дорожные знаки, связанные с железной дорогой, водными акваториями, дорожными работами. Знаки приоритета – назначение и роль при очередности пересечений проезжих частей. Запрещающие знаки, их назначение в организации движения. Назначение информационно-указательных знаков. Знаки сервиса. Назначение знаков дополнительной информации (табличек). Назначение, роль дорожной разметки в организации дорожного движения. Виды дорожной разметки. Горизонтальная разметка и ее характеристика. Вертикальная разметка и ее характеристика. Понятие об организованной пешей колонне. Порядок движения групп детей в городе и за городом. Меры безопасности при организации пеших экскурсий с детьми. Обязанности водителя велосипеда. Что запрещено велосипедисту? Неисправности велосипеда, при которых запрещена его эксплуатация. Железнодорожный переезд. Правила движения по ж/д переезду. Сигналы остановки поезда. Проверка знаний, изученных тем. Оказание первой помощи при кровотечениях (практическое занятие). Виды кровотечений. Виды ран. Наложение повязок. 6-й класс Правила дорожного движения. Ответственность за нарушение правил. 15 Кем и когда утверждены ныне действующие Правила дорожного движения. Общие положения правил – понятия и термины. Ответственность за нарушение правил. Дополнительные требования к движению велосипедистов. Допуск к вождению велосипеда. Передвижение в колонне. Что запрещено велосипедисту? Движение по велосипедной дорожке. Подача предупредительных сигналов велосипедистом световыми приборами и рукой. Технические требования, предъявляемые к велосипеду, и уход за ним. Осмотр перед выездом. Подгонка велосипеда. Ежедневный осмотр. Устройство велосипеда. Назначение и устройство основных узлов и агрегатов велосипеда. Проведение технического обслуживания велосипеда. Исправность тормозов, звукового сигнала и световых приборов. Движение велосипедистов в колонне. Безопасность движения в группе. Порядок проезда нерегулируемых перекрестков. Проезд железнодорожных переездов. Назначение номерных, опознавательных знаков и надписей на транспортных средствах. Регистрационные знаки транспортных средств юридических лиц и граждан РФ, транспорта войсковых частей и соединений, юридических лиц, граждан иностранных государств и лиц без гражданства, а также транспорта, временно допущенного к участию в дорожном движении. Опознавательные знаки транспортных средств: шины. Перевозка детей, глухой водитель. Ограничение скорости, опасный груз, Крупногабаритный груз, длинномерное ТС, инвалид. Тормозной остановочный путь. Время реакции водителя. Время реакции тормозных систем. Торможение. Тормозной путь. Остановочный путь. Общие правила проезда перекрестков. Проезд регулируемых перекрестков. Движение по нерегулируемому перекрестку. Правило помехи справа. Движение по знакам приоритета. Пользование осветительными приборами и звуковыми сигналами. Осветительные приборы автомобиля. Движение в темное время суток в городе и за городом. Порядок обгона в темное время суток. Ослепление светом и его последствия. Движение по неосвещенным улицам в городе. Движение днем в условиях тумана, сильного дождя, снегопада. Итоговое занятие. Самостоятельная работа учащихся. 7-й класс Повышение интенсивности движения транспорта и пешеходов. Причины дорожно-транспортных происшествий. Мероприятия по повышению безопасности движения транспорта и пешеходов. Основные причины происшествий с учащимися. Поведение свидетелей дорожно-транспортных происшествий. Оказание помощи работникам ГИБДД в расследовании дорожных аварий и катастроф. Правила перевозки пассажиров. 16 Обязанности пассажиров. Перевозка пассажиров общественным и личным транспортом. Перевозка детей. Где запрещается перевозить пассажиров? Движение пешеходов и транспорта вне населенного пункта. Порядок движения пешеходов за городом. Движение транспортных средств по загородным дорогам. Проезд железнодорожных путей. Движение через неохраняемый железнодорожный переезд. Проезд охраняемого железнодорожного переезда. Сигналы общей тревоги, подаваемые водителем при остановке на ж/д переезде. Практические занятия по обучению езде на велосипеде. Езда с препятствиями. Отработка глазомера в определении скорости движения и расстояний. Подготовка велосипеда к эксплуатации. Отработка навыка держать равновесие при движении на малых скоростях. Отработка поворотов и разворотов. Подача предупредительных сигналов рукой. Движение с торможением на мягкой почве, изменение скорости движения. Езда с препятствиями. Отработка глазомера в определении скорости движения и расстояний. Способы регулирования движения. Назначение светофора. Транспортные светофоры. Регулировщик. Жесты регулировщика как способ регулирования дорожного движения. Назначение и виды дорожных знаков. Дорожная разметка и ее характеристика. Итоговое занятие. Тестирование учащихся по пройденной программе. 8-й класс Правила движения — закон улиц и дорог. Значение ПДД для обеспечения безопасности дорожного движения. Первые дорожные правила. Появление первых дорожных правил в России. Единые правила движения по улицам городов, населенных пунктов. Утверждение правил дорожного движения РФ. Ответственность за нарушение Правил дорожного движения. Деятельность ГИБДД по обеспечению безопасности движения. Дорога, элементы дороги. Перекрестки и их виды. Определение дороги, улицы. Назначение тротуаров, обочин, проезжих частей, трамвайных путей, разделительной полосы, пешеходной и велосипедной дорожек. Термин «перекресток». Регулируемый и нерегулируемый перекресток. Способы регулирования движения. Назначение и роль дорожных знаков в регулировании дорожного движения. Группы дорожных знаков, назначение предупреждающих знаков и знаков приоритета. Запрещающие знаки. Роль предписывающих знаков. Информационно-указательные знаки. Знаки сервиса. Назначение знаков дополнительной информации (табличек). Дорожная разметка как способ регулирования дорожного движения. Виды разметки. Горизонтальная разметка. Сплошные линии разметки, наносимые белой и желтой красой. Штрихпунктирные линии и их 17 назначение. Пешеходный переход и пересечение велосипедной дорожки с проезжей частью. Вертикальная разметка и ее назначение. Автомобиль и его классификация. Транспортные автомобили: грузовые и пассажирские. Легковые автомобили и автобусы. Специальные автомобили, их роль в хозяйстве страны. Спортивные автомобили. Мотоциклы и мотороллеры. Немеханические транспортные средства. Правила пользования транспортом. Порядок ожидания трамвая, троллейбуса, автобуса. Посадка в транспорт. Поведение пассажиров в транспорте. Что запрещено пассажиру? Порядок выхода из транспортного средства. Правила перевозки детей в грузовом автомобиле. Правила перехода улицы после выхода из транспортного средства. Мопед, велосипед с подвесным устройством, скутер. Предупредительные сигналы, даваемые велосипедистом. Общее устройство и назначение основных узлов мопеда. Основные требования по обеспечению безопасной езды на мопеде (велосипеде с подвесным мотором). Ежедневный осмотр и обслуживание. Предупредительные сигналы, подаваемые световыми приборами и руками, повороты направо, налево (разворот), торможение. Пешеходные переходы и остановки маршрутных транспортных средств. Движение в жилых зонах. Обозначение пешеходных переходов и остановок маршрутных транспортных средств. Порядок движения по пешеходным переходам пешеходов и транспортных средств. Место ожидания маршрутного транспорта. Дворы, жилая зона, движение транспорта и пешеходов в жилой зоне. Дорожные знаки «Жилая зона», «Конец жилой зоны». Итоговое занятие. Проверка учащихся по ПДД методом тестирования, оказания на практике первой доврачебной помощи пострадавшим в ДТП: наложение жгута и тугой повязки, шин, стерильных повязок, проведение искусственного дыхания и закрытого массажа сердца. 9-й класс Назначение правил дорожного движения, история их возникновения и развития. Общие правила движения пешеходов. Правило движения Юлия Цезаря в древнем Риме. Первые правила в России. Первые автомобильные правила во Франции. Международная конвенция по дорожному движению. Первые советские правила дорожного движения. Единые правила дорожного движения на территории СССР. Правила дорожного движения РФ. Ответственность за несоблюдение правил движения. ГИБДД — гарант обеспечения порядка и бесперебойного движения транспорта и пешеходов. Порядок движения пешеходов по улицам и дорогам. Организация движения организованных пеших колонн. Правила перехода улиц и дорог. Организация движения групп детей. 18 Элементы улиц и дорог. Перекрестки и их виды. Правила пользования общественным транспортом. Правила перевозки детей на общественном и личном транспорте. Перевозка детей на грузовом транспорте. Посадка и высадка детей, поведение в транспортом средстве. Где запрещается перевозить детей? Способы регулирования дорожного движения. Назначение сигналов светофора для регулирования движения пешеходов и транспорта. Регулировщик — основной способ регулирования при заторах и неисправностях светофора. Дорожные знаки как один из способов регулирования дорожного движения. Дорожная разметка и ее характеристики. Виды дорожной разметки и ее назначение для регулирования движения транспорта и пешеходов. Горизонтальная разметка. Вертикальная разметка. Тормозной и остановочный путь автомобиля. Время реакции водителя, время реакции тормозов. Формула остановочного и тормозного пути. Зависимость тормозного и остановочного пути от состояния покрытия, тормозных систем, скорости движения и массы транспортного средства. Виды светофоров. Транспортные светофоры. Пешеходные светофоры. Порядок перехода и проезда улиц и дорог по сигналам транспортного и пешеходного светофоров. Назначение и виды транспортных средств. Механические и немеханические транспортные средства. Механические транспортные средства в экономике страны. Полуприцепы, прицепы и гужевые повозки. Велосипед и мопед. Специальный транспорт и особенности его движения. Применение специальных сигналов на транспортных средствах. Предупредительные сигналы, подаваемые водителями световыми приборами и рукой. Действия очевидцев ДТП. Назначение и группы дорожных знаков. Предупреждающие знаки и их роль в регулировании движения транспорта и пешеходов, значение знаков приоритета. Запрещающие знаки. Предписывающие знаки и их характеристика. Информационно-указательные знаки и знаки сервиса. Предназначение знаков дополнительной информации (табличек). Причины дорожно-транспортных происшествий. ДТП: по вине пешеходов, водителей, велосипедистов, состояния дороги и погодных условий. Мероприятия, проводимые по их устранению. Правила движения для велосипедиста, мопедиста, мотоциклиста. Обязанности водителя. Дополнительные требования к движению велосипедов, мопедов. Оказание первой помощи при ДТП. Правила перевозки травмированных. Железнодорожный переезд. Охраняемый и неохраняемый ж/д переезд. Правила движения по ж/д переезду пешеходов и транспорта. Порядок въезда на ж/д переезд. Запрещение въезда на ж/д переезд. Требования, предъявляемые к движению гужевых повозок, к прогону скота, тихоходных транспортных средств. Обязанности водителей транспортных средств при вынужденной остановке на переезде. Сигналы при вынужденной остановке, подаваемые машинисту поезда. 19 Итоговое занятие. Назначение номерных, опознавательных и предупредительных знаков и надписей на транспортных средствах. Меры ответственности пешеходов и водителей за нарушение ПДД. 10-й класс Правила поведения участников дорожного движения. Правила дорожного движения. Дорожная этика. ПДД и дорожные знаки. История создания ПДД и дорожных знаков. Проверка знаний ПДД. Способы регулирования движения. История создания светофора. Разновидности светофоров. Регулировщик. Дорожная разметка. Способы регулирования движения. Сигналы светофора с дополнительной секцией. Виды светофоров. Светофоры с дополнительной секцией. Ответственность за приведение в негодность транспортных средств и нарушение ПДД. Права и обязанности участников дорожного движения. Уголовная и административная ответственность за нарушение ПДД. Движение пешеходов индивидуально, группами и в колоннах. Правила движения пешеходов индивидуально. Правила движения пешеходов группами и в колонне. Устройство велосипеда с подвесным двигателем и мопеда. Устройство велосипеда с подвесным двигателем. Мопед. Их техническое обслуживание. Дополнительные требования к движению мопедов. Назначение номерных опознавательных знаков и надписей на транспортных средствах. Номерные и опознавательные знаки. Регистрационные знаки транспортных средств. Опознавательные знаки. Оказание первой помощи при травмах опорно-двигательного аппарата. Виды травм. Оказание первой помощи при травмах опорнодвигательного аппарата. 11-й класс Закон РФ «О безопасности дорожного движения». Кодекс РФ об административных правонарушениях. Изменения, внесенные в кодекс. История автомототранспорта и принимаемые меры по обеспечению безопасности дорожного движения. История автомототранспорта. Обеспечение безопасности дорожного движения. Движение по загородным (сельским) дорогам. Сведения о сельском транспорте. Дополнительные требования к движению гужевых повозок и погону животных. Правила перевозки пассажиров. Правила дорожного движения. Правила перевозки пассажиров на мотоцикле и мотороллере. 20 Правила перевозки грузов. Правила дорожного движения. Правила перевозки грузов. Движение в темное время суток и в сложных погодных условиях. Влияние погодных условий и времени суток на безопасность дорожного движения. Дорожные знаки, предупреждающие об опасности на дорогах. Движение транспортных средств. Движение транспортных средств. Скорость движения. Интенсивность движения. Расположение транспортных средств на проезжей части. Остановочный и тормозной путь автомобиля. Остановочный и тормозной путь. Время реакции водителя. Факторы, влияющие на величину остановочного пути. Оказание первой помощи при острой сердечной недостаточности, инсульте и остановке сердца. Правила оказания помощи при острой сердечной недостаточности, инсульте и остановке сердца. 4. Список литературы 1. «Добрая дорога детства». Всероссийская газета для детей, педагогов, родителей. Подписной индекс 39578. 2. «Дорожная безопасность»: обучение и воспитание младшего школьника». Москва. Издательство «Третий Рим», 2005. 3. Богданова Т.Г., Корнилова Т.В. Диагностика познавательной сферы ребенка. М.: Роспедагенство, 1994. 4. Воспитание личности в коллективе. М.: Центр «Педагогический поиск», 2000. 5. Воспитательная работа в школе: Пособие для директоров и педагогов общеобразовательных учреждений. Под ред. Кузнецовой. М.: Школьная пресса, 2002. 6. Ижевский П.В. Учебно-методический комплект «Безопасность дорожного движения» 1-4 классы, - М.: Просвещение,2008. 7. Котик М.А. Беседы психолога о безопасности дорожного движения. – М.: Транспорт, 1990. 8. Логинова Л. 365 уроков безопасности. – М.: Айрис-Пресс, 2000. 9. Ляпина Е.Ю. Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма в образовательной организации. Нормативно-правовые и информационно-образовательное обеспечение. - Волгоград: издательство «Учитель», 2015. 10. Материалы по проведению бесед со школьниками по безопасности дорожного движения. Пермь, 1983. 11. Методические рекомендации по проведению «минуток» по безопасности дорожного движения. Томск, 1986. 12. Мурченко Н.А. Безопасность на улицах и дорогах: специальное издание для взаимодействия взрослых и детей, педагогов и родителей. Волгоград: издательство «Учитель», 2017. 13. Смирнов А.Т. Учебно-методический комплект «Безопасность дорожного движения» 5-9 классы, - М.: Просвещение,2009. 21 14. Смирнов А.Т. Учебно-методический комплект «Безопасность дорожного движения» 10-11 классы, - М.: Просвещение,2009. 15. Спасайкин. Детский журнал. Краснодар ИП Решульская Л.И. 16. Старцева О.Ю. Школа дорожных наук: профилактика дорожнотранспортного травматизма. – М.: ТЦСфера, 2008. 17. Учебно-методическое пособие для общеобразовательных учреждений и системы дополнительного образования детей «Моя волшебная улица». Под ред. Севрука Г.А. Москва. Издательство «Профтехнологии», 2004. 18. Фролова Т.В. Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма. 1-6 классы. Программа «В жизнь по безопасной дороге». – Волгоград: издательство «Учитель», 2017. 19. Шипунова В.А. Беседы с ребенком. Безопасность на дороге. Сложные ситуации. М.: Издательство Карапуз, 2015. 20. Юсин А.А. Я купил велосипед. – М.: Молодая гвардия, 1984. 21. Яковлев Ю. Ваши права, дети. М.: Международные отношения, 1992. 22