8 ОПК

Календарно- тематическое планирование
№п/п

Дата

1

план
15.01

2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15

22.01
29.01
05.02
12.02
19.02
26.02
04.03
11.03
18.03
01.04
08.04
15.04
22.04
29.04

16

06.05

17

13.05

Тема
факт

Развитие различных религиозных конфессий в средние века
(до XVIIIв)
Развитие религии в средние века
Развитие синтоизма
Развитие индуизма
Развитие ислама
Развитие конфуцианства
Православные Поместные церкви после мусульманских захватов
Христианство в Западной Европе
Различия Православной и римско-католической церкви
Развитие римско- католической церкви в средние века
Возникновение протестантизма. Мартин Лютер
Распад протестантизма. Лютеранство и кальвинизм
Англиканская церковь. Пуритане.
Религиозные войны в Западной Европе в XVI-XVII вв.
Католичество, протестантизм и европейская культура XVI-XVII в.
Возрождение неоязычества в Европе. Образ мира и человека в
христианстве, философском гуманизме и творчестве деятелей эпохи
Возрождения
Христианские миссионеры: общее и особенное в миссии
православных христиан, римо- католиков, протестантов.
Итоговое занятие . Обобщение полученных знаний

Примечание

Тематическое планирование
№п/п
1

Наименование раздела, темы
Развитие различных религиозных конфессий в
средние века
(до XVIII в)

Количество часов
16

Итоговое занятие

1

Итого

17

Содержание
Развитие различных религиозных конфессий в средние века (до XVIIIв)(16ч)
Развитие религии в средние века. Развитие синтоизма. Развитие индуизма. Развитие
ислама. Развитие конфуцианства. Православные Поместные церкви после мусульманских
захватов. Христианство в Западной Европе. Различия Православной
и римскокатолической
церкви. Развитие римско- католической церкви в средние века.
Возникновение протестантизма. Мартин Лютер. Распад протестантизма. Лютеранство и
кальвинизм. Англиканская церковь. Пуритане. Религиозные войны в Западной Европе в
XVI-XVII вв. Католичество, протестантизм и европейская культура XVI-XVII в.
Возрождение неоязычества в Европе. Образ мира и человека в христианстве,
философском гуманизме и творчестве деятелей эпохи Возрождения. Христианские
миссионеры: общее и особенное в миссии православных христиан, римо- католиков,
протестантов.
Важнейшие этапы истории Русской Православной Церкви (до XVIII в)(18ч)
Славянские племена на территории нашей страны. Язычество древних славян, его влияние
на древнерусскую культуру. Приход православия на Русь. Путешествие апостола Андрея
Первозванного в северный удел. Христиане в славянских государствах. Деятельность
св.Кирилла и Мефодия. Первые христиане- мученики на Руси: варяги Федор и Иоанн.
Выбор веры. Деятельность св. Владимира. Крещение Руси. Распространение православия
в XI в. Первые святые русской земли- благоверные князья – Борис и Глеб. Их
канонизация. Расцвет русской культуры и образования в XI веке. Политическая
раздробленность Древней Руси – главная причина крушения древнерусского государства.
Монгольское нашествие и роль Церкви в сохранении русского народа. Политическая
раздробленность и Русская православная Церковь. Борьба против монгольского ига:
преподобный Сергей Радонежский и святой князь Дмитрий Донской. Значение
Православия в жизни русского общества в XV-XVI вв. Роль Церкви в формировании
государственной идеологии. Преподобные – освоители новых земель. Основание
Белозерской обители, Соловецкого и других монастырей. Святые преподобные Андрей
Рублев, Феофан Грек, Епифаний Премудрый и их роль в развитии русской культуры.
Значение церкви в деле строительства русской семьи.История «Домостроя» и его
содержание. Митрополит Макарий. Митрополит Филипп. Книгопечатание. Введение
патриаршества на Руси. Православие в XVII веке. Смутное время и роль Православной
Церкви в преодолении смуты. Деятельность св. патриарха Гермогена. Роль патриарха
Филарета в строительстве русского государства. Раскол в Русской Православной церкви и
начало старообрядства. Предпосылки и корни раскола. Патриарх Никон, протопоп
Аввакум. Особенности вероучения и культ старообрядцев. Последствия раскола для
русской истории.

Пояснительная записка
Данная рабочая программа составлена на основе учебной программы «Основы
православной культуры», научный руководитель Меньшиков В.М.(доктор педагогических
наук, профессор), Курск. гос. ун-т–Курск, 2006.
Наше время - время крайних противоречий. С одной стороны, во многих областях
человечество достигло поистине фантастических успехов, однако, с другой, - буквально
на наших глазах успехи превращаются в бедствия. В этой ситуации все чаще звучит
мысль о том, что без изменения самого человека, его сознания и отношения к миру, нельзя
решить ни одной глобальной проблемы, поэтому такое заметное внимание во многих
странах мира уделяется вопросам образования.
Его ухудшение признается всеми. И особенно тревожит духовно-нравственное состояние
детей и молодежи.
Поэтому оптимальной линией в развитии мирового образования, видимо, должна быть
линия сохранения и обогащения национальных культур.
Православие сыграло исключительную роль в жизнеустройстве нашего государства и
общества, семьи и человека, нашей духовности и нравственности, нашей культуры и
воспитания. Это обстоятельство может кому-то не нравиться, но не считаться с ним
нельзя. Современный русский человек, даже если он исповедует принципиальный атеизм
или абсолютно равнодушен к религии, со всеми своими достижениями или недостатками
остается номинально православным человеком по своему менталитету. Не учитывать это
в процессе воспитания и обучения (равно как и в процессе государственного, культурного,
экономического строительства) нельзя. История Православия, а следовательно и
православной культуры, насчитывает две тысячи лет.
Изучение православной культуры в современной школе открывает доступ и к этому
воистину сказочному духовному богатству, которое, к сожалению, мало востребовано
русскими людьми и русской школой последних десятилетий.
Невозможно понять нравственное учение Церкви не познакомившись с историей Ветхого
и Нового Завета, его нравственными и социальными нормами, с историей земной жизни и
учения Иисуса Христа.
Главное, принципиальное отличие изучения православной культуры как учебной
дисциплины от религиозного воспитания состоит в том, что уроки православной культуры
предполагают приобретение некоторой суммы знаний о Православии, тогда как
религиозное, православное воспитание предполагает конкретное участие в церковной
жизни. И в этом главное разделение между православной культурой как учебной
дисциплиной и религией как областью самоопределения личности в рамках свободы
совести, гарантированной нашей Конституцией.
Цели и задачи:
1. Дать сведения об основных религиозных понятиях и представлениях.
2. Познакомить учащихся с историей Ветхого и Нового Завета, развитием главных
мировых религий и христианских церквей. Раскрыть несовместимость тоталитарных сект
с подлинной религией.
3. Изучить историю Русской Православной Церкви и ее культурную и
государственнообразующую роль в жизни России. Способствовать формированию
интереса к истории Православия, к образцам личного подвига благочестия. Воспитывать
любовь и уважение к Родине, ее народу, культуре, святыням.
4. Дать знания о Православной Церкви и Православном Храме. Раскрыть содержание и
смысл православного искусства: архитектуры, иконописи, музыки, литературы. Донести
до детей их смысловое и системообразующее значение. Способствовать активному
освоению детьми православного искусства.
5. Приобщить детей к нравственным устоям православной культуры на основе изучения

текстов Священного Писания, фактов церковной истории, примеров из жизни конкретных
исторических лиц, образцов церковного и православного искусства. Помочь детям в
раскрытии, и для себя лично, смысла высоких нравственных ценностей православного
христианства, сформировать позицию неприятия циничного рационализма, жестокости,
пошлости, алчности, хамства, так бурно распространяющихся сегодня в опустошенных
душах потерявших веру людей. Для этого дать детям твердые ориентиры добра, истины,
любви в образцах православной жизни на основе веры, надежды, любви. Научить быть
отзывчивыми к сверстникам и старшим, развивать способность к сопереживанию, умению
мирно решать конфликты.
В 8 классе на изучение «Основ православной культуры» выделено 34 часа. Занятия
посвящены истории христианства с XI-XVIII вв. В курсе также рассматривается развитие
религий мира.

Учебно- методическое обеспечение
Основы православной культуры: учебная программа Курск.гос.ун-т–Курск,2006.
Библия.
Барская Н. А. Сюжеты и образы древне русской живописи. -М.,1993.
Бахметьева А.Н. Рассказы по истории Христианской церкви. -М.,1993.
Детская библия.
Образовательная деятельность Русской Православной Церкви: проблемы освоения
наследия. Справочник учебно-методической литературы. Новосибирск, 1996.
7. Пушкарь Б.Н. Священная библейская история в 2-х томах. Чебоксары, 1996 г.
8. Православный богословский энциклопедический словарь. -М., 1991.
9. Поснов М.Э. История христианской церкви (до разделения церквей - 1054). -Киев,
1991.
10. Супрун В.И. Православные святые имена. - Волгоград., 1996.
11. Тальберг Н.Д. История христианской церкви. -М.,1992.
12. Успенский М. Богословие иконы православной церкви. - М.,1989.
13. Сборник программ по Закону Божию. М., Отдел религиозного образования и
катехизации Московского Патриархата, 1999
1.
2.
3.
4.
5.
6.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №26 им. Макового Н. Н.
муниципального образования Кущёвский район

МУНИЦИПАЛЬНОЕ
БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬ
НОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬ
НАЯ ШКОЛА № 26
ИМЕНИ МАКОВОГО
Н.Н.

Подписано цифровой
подписью:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ
БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ШКОЛА № 26 ИМЕНИ
МАКОВОГО Н.Н.
Дата: 2024.01.22 10:08:09
+03'00'

УТВЕРЖДЕНО
решением педагогического совета
от ___ августа 2023 года протокол №1
Председатель _______ Акименко Т. П.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Внеурочной деятельности « Основы православной культуры»
Уровень образования (класс) основное общее образование,
8 класс
Количество часов 17 часов
Учитель Воронина Юлия Сергеевна
Программа разработана в соответствии и на основе
- примерной основной образовательной программы основного общего
образования, одобренной решением федерального учебно- методического
объединения по общему образованию ( протокол от 8 апреля 2015г. №1/15);
учебной программы «Основы православной культуры», научный
руководитель Меньшиков В.М.(доктор педагогических наук, профессор),
Курск. гос. ун-т–Курск, 2006.

Средние Чубурки, 2023 год


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».