1-4 Кубановедение

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №26 им. Макового Н.Н.

Подписано цифровой
МУНИЦИПАЛЬНОЕ
подписью:
БЮДЖЕТНОЕ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬН БЮДЖЕТНОЕ
ОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ
СРЕДНЯЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬН ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ШКОЛА № 26 ИМЕНИ
АЯ ШКОЛА № 26
МАКОВОГО Н.Н.
ИМЕНИ МАКОВОГО
Дата: 2024.01.19 14:06:13
Н.Н.
+03'00'

УТВЕРЖДЕНО
решением педсовета
протокол №1
от 31 августа 2023 года
Председатель педсовета
директор МБОУ СОШ №26
_____________ Т.П.Акименко

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
«Кубановедение»
Сроки реализации программы начальное общее образование (1-4 классы)
Возраст обучающихся 7-10 лет
Место курса в учебном плане 1 классы – 33 часа, 2 -4 классы – по 34 часа
Программа составлена на основе авторской программы Е.Н.Ерёменко,
М.В.Мирук, Н.М.Зыгина и др « Кубановедение» ( 1-4 классы г. Краснодар:
Перспектива образования, 2015 г.) в соответствии с ФГОС НОО)
Составитель учитель начальных классов Бескоровайная Е.В.

I. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Кубановедение».
В ходе реализации программы «Кубановедение» на ступени начального общего образования
должно обеспечиваться достижение обучающимися: воспитательных результатов;
воспитательного эффекта.
Воспитательные результаты распределяются по трём уровням: первый уровень результатов
направлен на приобретение обучающимися социальных знаний; второй уровень результатов
предполагает
получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям,
которые лежат в основе бережного отношения к базовым ценностям и культурному наследию.
третий уровень результатов предусматривает:
- получение обучающимися начального опыта самостоятельного исследования своего края,
изучение его особенностей в сопоставлении с другими регионами;
- формирование у младшего школьника социально приемлемых моделей поведения в обществе.
Личностные результаты освоения учебной дисциплины «Кубановедение» должны
отражать:
формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою родину,
российский народ и историю России, за свою семью;
осознание своей этнической и национальной принадлежности;
формирование личностного, социально ориентированного взгляда на свой род в его
историческом и культурном ракурсе;
принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности
и формирование личностного смысла изучения малой родины;
формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре народов,
населяющих Краснодарский край;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе
представлений о нравственных нормах поведения в обществе;
наличие мотивации к творческому труду. Работе на результат, бережному отношению к
материальным и духовным ценностям.
Метапредметными результатами изучения предмета «Кубановедения» являются:
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи исследовательской
деятельности, поиска средств её осуществления;
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в ходе
исследовательской деятельности в соответствии с поставленной задачей и условиями её
реализации
использование различных способов поиска сбора, обработки,анализа, организации, передачи и
интерпретации информации в соответствии с коммуникативными, познавательными,
исследовательскими задачами;
активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных
технологий для решения исследовательских задач;
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации,
установления аналогий и причинно-следственных связей;
готовность слушать собеседника и вести диалог;
аргументация свое точки зрения и оценка событий;
формирование уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории,
культуре;
освоение доступных способов изучения природы и истории Кубани
Личностными результатами изучения курса «Кубановедение» является формирование
следующих умений:
Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и
ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно
оценить как хорошие или плохие.
Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные
поступки можно оценить, как хорошие или плохие.
Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила
поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).

В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать
выбор, какой поступок совершить.
Средством достижения этих результатов служит учебный материал и задания учебника,
обеспечивающие 2-ю линию развития – умение определять своё отношение к миру.
Метапредметными результатами изучения курса «Кубановедение»
является
формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
− Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
− Проговаривать последовательность действий на уроке.
− Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией
учебника.
− Учиться работать по предложенному учителем плану.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе
изучения нового материала.
− Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
− Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку
деятельности класса на уроке.
Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных
достижений (учебных успехов)
Познавательные УУД:
− Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью
учителя.
− Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике
(на развороте, в оглавлении, в словаре).
− Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой
жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
− Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной
работы всего класса.
− Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их
образы.
− Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать
небольшие тексты, называть их тему.
Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника,
обеспечивающие 1-ю линию развития – умение объяснять мир.
Коммуникативные УУД:
− Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи
(на уровне предложения или небольшого текста).
− Слушать и понимать речь других.
− Выразительно читать и пересказывать текст.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога
(побуждающий и подводящий диалог).
− Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
− Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Средством формирования этих действий служит работа в малых группах (в методических
рекомендациях дан такой вариант проведения уроков).
Предметными результатами изучения курса «Кубановедение»
является
сформированность следующих умений.
1-я линия развития – уметь объяснять мир:
− называть своё полное имя, имена своих родных, домашний адрес;
− знать основные помещения школы, их предназначение, ориентироваться в их
месторасположении;
− знать традиции своей школы;
− называть улицы, расположенные вблизи дома и школы;

−
−
−
−

называть основные учреждения культуры, быта, образования своей станицы;
называть основные достопримечательности родной станицы;
называть профессии жителей своей станицы;
называть основных представителей растительного и животного мира своей местности
(ближайшее окружение).
2-я линия развития – уметь определять своё отношение к миру:
− соблюдать правила поведения в общественных местах, а также в ситуациях, опасных
для жизни;
− оценивать правильность поведения в быту (правила общения, правила ОБЖ, уличного
движения).
II. Содержание учебного предмета «Кубановедение».
В соответствии с приложением к письму министерства образования, науки и
молодежной политики Краснодарского края от 08.08.2016 г. № 13-13834/16-1«О
преподавании учебного предмета (курса) ОПК в 2016-2017 учебном году» в каждый год
обучения (1-11 класс) учебного предмета «Кубановедение» вводится тематический раздел
«Духовные истоки Кубани» (4 часа в конце учебного года (май)), за счёт уроков, отведенных
на обобщение и повторение
1 класс (33 часа)
Введение. Мой родной край (1 час)
Раздел 1. «Я и моя семья» (6 часов). 8-(2*на раздел «Духовные истоки Кубани»)
Будем знакомы! Кто я? Какой я? Любимые занятия. Моя семья. Обязанности и
увлечения в нашей семье. Семейные традиции. Праздники, которые мы отмечаем вместе.
Творческий проект «Будем жить одной семьей»
Раздел 2. «Я и моя школа» (6 часов).7-(1* на раздел «Духовные истоки Кубани»)
Наша школа. Правила поведения в школе. Знакомство со школой. Традиции нашей
школы. Школьные поручения и обязанности. Мой режим дня. Мои одноклассники. Правила
школьной дружбы. Творческий проект «Мы такие разные,но так похожи» Экскурсия.
«Наша школа»
Раздел 3. «Я и мои родные места» (9 часов).
Главный город Краснодарского края. Достопримечательности. Мой адрес. Улица, на
которой я живу. Правила поведения в общественных местах, на улице в транспорте. Труд
жителей моего населенного пункта. Труд моих родных. Проект « Какой я житель»
Раздел 4. «Я и природа вокруг меня» (7 часов) 8-(1* на раздел«Духовные истоки
Кубани»)
Растения и животные вокруг меня. Что где растет? Кто где живет? Забота о комнатных
растениях и домашних животных. Красота природы моей местности. Писатели, художники о
красоте родного края. Творческая мастерская «Милый сердцу уголок»
Раздел 5. « Духовные истоки Кубани» ( 4 часа)
Семья. Родители. Родительская любовь и благословение. Традиции казачьей семьи.
Наша школа. Воскресная школа. Светские и православные традиции школы.
Достопримечательности. Духовные святыни малой Родины.
2 класс (34 часа)
Введение: Символика района (города), в котором я живу (1 час)
Раздел 1. «Природа моей местности» (12 часов). 13-(1* на раздел«Духовные истоки
Кубани»)
Времена года на Кубани. Годовой исследовательский проект сезонных изменений. Часть 1: «
Уж небо осенью дышало». Формы земной поверхности моей местности. Водоёмы моей
местности и их обитатели.Правила поведения у водоемов. Растительный мир моей местности.
Лекарственные растения. Правила сбора и использование лекарственных растений.Ядовитые
растения. Первая помощь при отравлении ядовитыми растениями. Животный мир моей
местности. Красная книга Краснодарского края. Правила защитников природы. Проект
«Растения и животные в природе и жизни людей»

Раздел 2. « Населённые пункты». (5 часов). 7-(2* на раздел «Духовные истоки Кубани»)
Годовой исследовательский проект сезонных изменений. Часть 2: «Зимуша – зима, зима
снежная была». Мой родной город (станица, хутор, село). Улицы моего населённого пункта.
История образования города
( района). Глава города (района). Населённые пункты Краснодарского края. Исследовательский
проект «Где я могу проводить свободное время»
Раздел 3. «Труд и быт моих земляков» (12 часов) 13-(1* на раздел«Духовные истоки
Кубани»)
Казачья станица. Религиозные традиции моих земляков. Особенности казачьего быта.
Уклад кубанской семьи. Ремёсла на Кубани. Труженики родной земли. Годовой
исследовательский проект сезонных изменений. Часть 3: « Ласточка с весною в сени к нам
летит». Профессии и место работы членов моей семьи. Мои земляки в годы Великой
Отечественной войны. Семья и семейные традиции. Творческий проект « Труд в моей
семье». Годовой исследовательский проект сезонных изменений. Часть 4: « Здравствуй, лето».
Раздел 4. « Духовные истоки Кубани» ( 4 часа)
Родная земля. Родина. Поклонные кресты. Духовные родники жизни. Религиозные традиции
моих земляков. Красный угол. Икона. Нет больше той любви, чем жизнь отдать за други своя.
3 класс (34 часа)
Введение. Изучаем родной край Раздел 1. «Нет в мире краше Родины нашей» (8 часов). 12(2* на раздел«Духовные истоки Кубани»)
Рельеф Краснодарского края. Природные явления и стихийные бедствия. Правила безопасного
поведения. Водоёмы Краснодарского края. Рстительный и животный мир Кубани. Кубань –
территория здоровья. Курорты Краснодарского края. Спорт, туризм. Красота окружающего
мира. Тама родного края в творчестве талантливых людей. Творческий проект « Нет в мире
краше Родины нашей»
Раздел 2. «Без прошлого нет настоящего» 8 часов). 10-(2* на раздел«Духовные истоки
Кубани»)
Прошлое и настоящее. «Лента времени». Древние города. Историческая карта, история на
карте. Переселение казаков на Кубань. С верою в сердце. Символика Краснодарского края:
история и современность. Добрые соседи. Майкоп – столица республики Адыгея.
Проект «Без прошлого нет настоящего»
Раздел 3. «Казачьему роду нет переводу» (12 часов).
Твоя родословная. История твоей семьи. Ты и твоё имя, имена в твоей семье. Из
истории кубанских фамилий. Семейные ценности. Мама. Твои земляки – труженники.
Кубанские умельцы. Народные обычаи и традиции. Казачий фольклор.
Проект «Казачьему роду нет переводу»
Раздел 4. Духовные истоки Кубани (4 часа)
Святые источники Кубани. Храмы. Внутреннее и внешнее строение. Именины. Подвиг
материнства.
4 класс (34 часа)
Введение. Краснодарский край на карте России. (1 час)
Раздел 1. « Береги землю родимую, как мать любимую» (10 часов) 11-(1* на
раздел«Духовные истоки Кубани»)

Природные зоны Краснодарского края. Кавказский биосферный заповедник.
Заказник. Роль водоемов в природе и жизни человека. Использование и охрана водоёмов
Краснодарского края. Защита и охрана почв. Полезные ископаемые Краснодарского края, их
использование. Краснодарский край на карте России. Проект «Береги землю родимую, как
мать любимую»
Раздел 2. «Земля отцов - моя земля» (12 часов). 13-(1* на раздел«Духовные истоки Кубани»)
История Кубани в архитектуре. Вещи рассказывают о прошлом. Народные ремёсла.
Одежда жителей Кубани. Письменные источники. Как изучают историю Кубани. Обычаи и
праздники на- родов, живущих на Кубани. Устная история родного края. Екатеринодар Краснодар. Символика Краснодарского края. Проект «Земля отцов - моя земля»
Раздел 3. «Жизнь дана на добрые дела» (7 часов). 9-(2* на раздел«Духовные истоки Кубани»)
Просветители земли кубанской. Наши земляки в годы Великой Отечественной войны.
Труженики полей. Радетели земли кубанской. Ты - наследник земли отцов. Проект «Жизнь
дана на добрые дела»
Раздел 4. Духовные истоки Кубани (4 часа)
Библия Библиотеки. Культурное наследие Кубани. Музеи-хранители материальной и духовной
культуры. Я как хранитель духовного наследия Кубани. 10 заповедей.
Проекты
1 класс
Творческий проект « Нет в мире краше Родины нашей»
Творческий проект «Мы такие разные,но так похожи»
Проект « Какой я житель»
Творческая мастерская «Милый сердцу уголок»
2 класс
Проект «Растения и животные в природе и жизни людей»
Исследовательский проект «Где я могу проводить свободное время»
Творческий проект « Труд в моей семье».
3 класс
Проект « Нет в мире Родины краше нашей»
Проект « Без прошлого нет настоящего»
Проект «Казачьему роду нет переводу»
4 класс
Проект « Береги землю родимую, как мать любимую»
Проект «Земля отцов – моя земля»
Проект « Жизнь дана на добрые дела»
III.Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение
каждой темы
Класс

1 класс

Раздел

Количество Темы
часов

Кол-во
часов

Введение
«Я и моя семья»

1час
6 часов

1час
6 часов

Мой родной край.
Будем знакомы! Любимые
занятия. Моя семья. Мои

Основные виды
деятельности
обучающихся
( на
уровне универсальных
учебных действий)
Осмысливать значение
понятия «Моя Родина»
Находить на карте России

обязанности в семье.
Семейные традиции.

«Я и моя
школа»

6 часов

Наша школа. Правила
поведения в школе.
Знакомство со школой.
Традиции нашей школы.
Школьные поручения и
обязанности. Мой режим
дня. Мои одноклассники.
Правила школьной
дружбы.

6 часов

«Я и мои родные
места»

9 часов

Главный город
Краснодарского края.
Достопримечательности.
Мой адрес. Улица, на
которой я живу. Правила
поведения в
общественных местах, на
улице в транспорте. Труд
жителей моего

9 часов

родной регион и
административный центр
Готовить рассказ о семье,
домашнем хозяйстве,
профессиях членов семьи на
основе бесед школьников с
родителями, со старшими
родственниками в семье
Практическая работа:
составлять вместе со
старшими родственниками
родословное древо семьи на
основе бесед с ними о
поколениях в семье
Знакомиться по словарям
личных имен и фамилий со
значением имен и фамилий
своей семьи.
Знакомиться с понятием
родственные связи
Готовить рассказ о
семейных традициях
Практическая работа:
составлять перечень
обязанностей школьника о
семье и обсуждать его с
одноклассниками
Познакомиться с учителем,
одноклассниками
Познакомиться с историей
школы
Познакомиться и обсудить
правила поведения в школе,
особенности во
взаимодействии с
взрослыми, сверстниками
Проводить наблюдения во
время экскурсии по школе
(учиться находить класс,
свое место в классе и т.п.)
Оценивать свою роль в
жизнедеятельности класса
Выбирать с позиции
нравственных норм
оптимальные формы
поведения во
взаимоотношениях с
одноклассниками, друзьями
Изображать путь от дома до
школы с помощью
условных обозначений
Оценивать степень личной
ответственности за
сохранение своего здоровья,
за здоровье и безопасность
окружающих
Выполнять правила

населенного пункта. Труд
моих родных.

«Я и природа
вокруг меня»

7 часов

Растения и животные
вокруг меня. Что где
растет? Кто где живет?
Забота о комнатных
растениях и домашних
животных. Красота
природы моей местности.
Писатели, художники о
красоте родного края.

7 часов

уличного движения в ходе
учебных игр
Демонстрировать в учебной
игре правила пользования
разными видами транспорта
Различать формы
поведения, которые
допустимы или не
допустимы в общественных
местах
Называть основные
достопримечательности
города, важные сведения из
истории родного города
Оценивать яркие
проявления
профессионального
мастерства и результаты
труда
Проводить групповые
наблюдения во время
экскурсии «Времена года в
нашем крае»
Анализировать народные
приметы, связанные с
погодой, проверять их
достоверность
Приводить примеры
явлений природы
Группировать объекты
живой и неживой природы
по отличительным
признакам
Различать растения и
животных, используя
информацию, полученную в
ходе наблюдений, чтения,
работы с иллюстрациями
Характеризовать
особенности дикорастущих
и культурных растений,
диких и домашних
животных
Рассказывать о роли
растений и животных в
природе и жизни людей
Различать правильные и
неправильные формы
поведения в природе
Подготавливать небольшие
сообщения о прошлом
родного края, известных
людях, обычаях,
праздников, на основе
сведений, полученных во
время экскурсий, бесед со
старшими членами семьи.

« Духовные
истоки Кубани»

Класс
Введение

«Природа моей
местности»

4 часа

1 час

12 часов

Семья. Родители.
Родительская любовь и
благословение. Традиции
казачьей семьи. Наша
школа. Воскресная школа.
Светские и православные
традиции школы.
Достопримечательности.
Духовные святыни малой
Родины.

4 часа

2 класс
Символика района
1 час
(города), в котором я живу

Времена года на Кубани.
Годовой
исследовательский проект
сезонных
изменений.
Часть 1: « Уж небо
осенью дышало». Формы
земной поверхности моей
местности. Водоёмы моей
местности
и
их
обитатели.Правила
поведения у водоемов.
Растительный мир моей
местности.
Лекарственные растения.
Правила
сбора
и
использование
лекарственных
растений.Ядовитые
растения. Первая помощь
при
отравлении
ядовитыми растениями.
Животный мир моей
местности. Красная книга
Краснодарского
края.
Правила
защитников

12 часов

Выполнять заповеди о
семейных ценностях
"Почитай отца и матерь
твою...". Высказывать своё
мнение о том, какой должна
быть семья.
Характеризовать значение
слова "благословение".
Понятие "традиция".
Рассказывать о
православных традициях в
казачьих семьях. Казак отец, глава семьи. Казачка –
мать, хранительница
домашнего очага.
Характеризовать традиции
воскресной и светской
школы.
Собирать материал на
основе бесед с родными о
духовных святынях.
Приводить примеры Святых
мест Кубани.
Находить на карте России
родной регион
Исполнять гимн
Краснодарского края,
родного города.
Характеризовать символику
Краснодарского края,
родного города.
Различать времена года по
признакам.
Характеризовать времена
год.
Приводить примеры
использования человеком
богатств природы.
Приводить примеры
съедобных и ядовитых
грибов.
Группировать по названиям
известные дикорастущие и
культурные растения, диких
и домашних животных.
Сравнивать и различать
деревья, кустарники и
травы.
Характеризовать условия,
необходимые для жизни
растений и животных.
Сравнивать и различать
диких и домашних
животных.
Оценивать конкретные
примеры поведения в

природы.
Проект
«Растения и животные в
природе и жизни людей»

« Населённые
пункты».

5 часов

«Труд и быт 12 часов
моих земляков»

Казачья станица.
5 часов
Религиозные традиции
моих земляков.
Особенности казачьего
быта. Уклад кубанской
семьи. Ремёсла на Кубани.
Труженики родной земли.
Годовой
исследовательский проект
сезонных изменений.
Часть 3: « Ласточка с
весною в сени к нам
летит». Профессии и место
работы членов моей
семьи. Мои земляки в
годы Великой
Отечественной войны.
Семья и семейные
традиции.

Годовой
12 часов
исследовательский проект
сезонных
изменений.
Часть 4: « Здравствуй,
лето».

природе.
Оценивать влияние на
природу современного
человека.
Характеризовать работу
людей по сохранению
природы.
Оценивать личную роль в
охране природы.
Оценивать яркие
проявления
профессионального
мастерства и результаты
труд
Извлекать необходимую
информацию из учебника и
дополнительных
источников знаний
(словари, энциклопедии,
справочники) и обсуждать
полученные сведения.
Наблюдать погоду
самостоятельно и в группах
и описывать ее состояние.
Проверять достоверность
народных примет о погоде.
Собирать материал на
основе бесед с родными о
праздничных днях России и
родного города. Проявлять
уважение к праздникам,
связанными с религиозными
верованиями. Участвовать в
праздновании Дня города.
Готовить рассказ о семье,
домашнем хозяйстве,
профессиях членов семьи,
занятиях людей в родном
городе на основе бесед
школьников с родителями,
со старшими
родственниками.
Находить на карте России
родной регион.
Выявлять признаки времен
года на основе собственных
наблюдений.
Извлекать дополнительную
информацию из учебника и
дополнительных
источников знаний
(словари, энциклопедии,
справочники) и обсуждать
полученные сведения.
Сопровождать обсуждение
иллюстративным
материалом.

« Духовные
истоки Кубани»

Класс
Введение
«Нет в мире
краше Родины
нашей»

4 часа

1 час
8 часов

Родная земля. Родина.
Поклонные кресты.
Духовные родники жизни.
Религиозные традиции
моих земляков. Красный
угол. Икона. Нет больше
той любви, чем жизнь
отдать за други своя.

4 часа

3 класс
Изучаем родной край
1 час
Рельеф Краснодарского 8 часов
края. Природные явления
и стихийные бедствия.
Правила
безопасного
поведения.
Водоёмы
Краснодарского
края.
Рстительный и животный
мир Кубани. Кубань –

Подготавливать небольшие
сообщения о исторических
событиях на основе
дополнительной
информации.
Участвовать в групповой
работе по подготовке
устного сочинения «Рассказ
от первого лица – очевидцы
событий ХХ века» (о
Великой Отечественной
войне – рассказы ветеранов
войны об их вкладе в
общую победу.)
Знакомиться во время
посещения школьного музея
с прошлым родного края, с
местами исторических
событий и памятниками
истории.
Участвовать в праздновании
Дня Победы.
Уметь объяснять понятие
"Родина", "малая Родина",
что такое поклонный крест.
Находить информацию о
традициях установления
поклонных крестов на
Кубани, источниках
духовного становления
человека: храм, семья,
книги, традиции и др.
Рассказывать о том, что
такое «красный угол».
Подготавливать сообщения
о почитаемых иконах в
православных кубанских
семьях и историях
написания семейных икон.
Высказываться на тему:
«Защита Родины священный долг. Подвиг во
имя жизни других людей».
Знакомиться в ходе
общения о Святых
заступниках Руси.
Находить на карте России
родной регион и его
административный центр.
Сравнивать и различать
разные формы земной
поверхности.
Находить на физической
карте разные формы земной
поверхности и определять
их название.

территория
здоровья.
Курорты Краснодарского
края. Спорт,
туризм.
Красота
окружающего
мира. Тама родного края в
творчестве талантливых
людей. Творческий проект
« Нет в мире краше
Родины нашей»

«Без прошлого
нет настоящего»

8 часов

«Казачьему роду 12 часов
нет переводу»

Прошлое и настоящее.
«Лента
времени».
Древние
города.
Историческая
карта,
история
на
карте.
Переселение казаков на
Кубань. С верою в сердце.
Символика
Краснодарского
края:
история и современность.
Добрые соседи. Майкоп –
столица
республики
Адыгея.
Проект
«Без
прошлого
нет
настоящего»

8 часов

Твоя родословная. 12 часов
История твоей семьи. Ты
и твоё имя, имена в твоей
семье.
Из
истории
кубанских
фамилий.
Семейные
ценности.
Мама. Твои земляки –

Приводить примеры
явлений природы.
Проводить самостоятельно
наблюдения явлений
природы.
Оценивать результаты
своих наблюдений.
Различать состав почвы,
роль почвы в экосистеме и
роль живых организмов в
образовании почвы.
Характеризовать условия
необходимые для жизни
растений и животных.
Рассказывать о роли
растений и животных в
природе и жизни людей.
Различать съедобные и
ядовитые грибы.
Практическая работа:
составлять сообщения о
городах – курортах и их
здравницах.
Подготавливать небольшие
сообщения о родине на
основе дополнительной
информации и обсуждать
полученные сведения.
Практическая работа: с
«Лентой времени»
(определять
последовательность
исторических событий).
Извлекать дополнительную
информацию из учебника и
дополнительных
источников знаний
(словари, энциклопедии,
справочники) и обсуждать
полученные сведения о
прошлом региона.
Знакомиться с
особенностями символики
Краснодарского края.
Практическая работа:
составлять сообщение о
прошлом и настоящем
региона и обсуждать
полученные сведения.
Оценивать степень участия
своей семьи в истории и
вклад в культуру родного
края.
Знакомиться по словарям
личных имен и фамилий со
значением имен и фамилий
своей семьи (рода).

труженники. Кубанские
умельцы.
Народные
обычаи
и
традиции.
Казачий фольклор.
Проект «Казачьему
роду нет переводу»

Духовные истоки 4 часа
Кубани

Святые
источники
Кубани.
Храмы.
Внутреннее и внешнее
строение.
Именины.
Подвиг материнства.

Практическая работа:
подбирать в творчестве
народов своего края
пословицы и поговорки
(фольклор), обычаи и
традиции на Кубани.
Составлять устные
сочинения с
использованием сведений о
выдающихся деятелей
Кубани.
Обсуждать ситуации,
касающиеся отношения
школьников к
представителям других
народов, к их языкам,
традициям и обычаям,
религии.
Извлекать дополнительную
информацию из учебника и
дополнительных
источников знаний
(словари, энциклопедии,
справочники) и обсуждать
полученные сведения о
казачьем роде.
4 часа
Объяснять духовный смысл
православных праздников.
Участвовать в обсуждении
значения крещения,
крещенских традиций.
Находить информацию об
истории возникновения
святых источников, умение
определять на карте святых
источников края.
Характеризовать устройство
храма и его значение,
особенности архитектуры,
иконостас, храмовые
традиции (престольный
праздник, храмовая икона,
памятные даты).
Подготавливать устную
информации о том, что
такое именины, день
небесного покровителя.
Рассказать о традиции
имянаречения в своей
семье.
Понимание важности
материнского труда,
уважительное отношение к
нему.
Анализировать жизнь и
материнский подвиг

Пресвятой Богородицы.
Класс
Введение

1 час

« Береги землю
родимую, как
мать любимую»

10 часов

«Земля отцов моя земля»

12 часов

4 класс
Краснодарский край на
1 час
карте России
Природные
зоны 10 часов
Краснодарского
края.
Кавказский биосферный
заповедник.
Заказник.
Роль водоемов в природе
и
жизни
человека.
Использование и охрана
водоёмов Краснодарского
края. Защита и охрана
почв.
Полезные
ископаемые
Краснодарского края, их
использование.
Краснодарский край на
карте России.
Проект
«Береги землю родимую,
как мать любимую»

История
Кубани
в 12 часов
архитектуре.
Вещи
рассказывают
о
прошлом.
Народные
ремёсла. Одежда жителей
Кубани.
Письменные
источники. Как изучают
историю Кубани. Обычаи
и праздники на- родов,
живущих
на
Кубани.
Устная история родного
края.
Екатеринодар
Краснодар.
Символика
Краснодарского
края.
Проект «Земля отцов - моя
земля»

Находить на карте
изученные природные зоны
Характеризовать климат,
растительный и животный
мир, влияние человека на
природу изучаемых
природных зон
Анализировать примеры
использования человеком
богатств природы
Оценивать чистоту воды в
водоемах.
Характеризовать свойства
воды, круговорот воды в
природе
Характеризовать состав
почвы, роль почвы в
природе и роль живых
организмов в образовании
почвы
Пересказывать и понимать
тексты о природе
Характеризовать свойства
изученных полезных
ископаемых
Описывать их применение в
хозяйстве человека
Находить на карте России
родной регион
Извлекать (по заданию
учителя) необходимую
информацию из учебника и
дополнительных
источников(словари,
энциклопедии,
справочники) и обсуждать
полученные сведения.
Подготавливать небольшие
сообщения о культурных
памятниках родного края на
основе дополнительной
информации
Наблюдать (в родном крае,
городе) исторические
памятники, культовые
сооружения, соотносить их
с определенной эпохой,
событием, фактом
Оценивать вклад своих
земляков в сохранение
российского историкокультурного наследия.
Подготавливать групповое
сообщение об одном из
народов Кубани;

изготавливать (по
возможности) модель
национального костюма или
его элементов.
Находить дополнительную
информацию о прошлом
родного края, известных
людях, о обычаях,
религиозных и светских
праздниках народов,
населяющих край (на
основе бесед со старшими
членами семьи, с помощью
дополнительной
литературы)
«Жизнь дана на 7 часов
добрые дела»

Просветители
земли 7 часов
кубанской. Наши земляки
в
годы
Великой
Отечественной
войны.
Труженики
полей.
Радетели земли кубанской.
Ты - наследник земли
отцов. Проект «Жизнь
дана на добрые дела»

Практическая работа:
составлять сообщения о
героях ВОВ, просветителей
кубанской земли:
тружеников полей и
обсуждать полученные
сведения.
Участвовать в групповой
работе по поиску
информации и подготовке
устного сочинения «О
Великой Отечественной
войне» (рассказы ветеранов,
их вклад в общую победу).
Посещение школьного
музея, встреча с ветеранами
ВОВ.

Духовные
истоки Кубани

Библия
Библиотеки.
Культурное
наследие
Кубани. Музеи-хранители
материальной и духовной
культуры.
Я
как
хранитель
духовного
наследия Кубани. 10
заповедей.

Участвовать в обсуждении
истории возникновения
библиотек при храмах и
монастырях.
Характеризовать
православные традиции в
музыкальных,
художественных,
литературных произведения
известных, талантливых
земляков.
Уметь описывать духовные
сокровища краеведческих,
художественных музеев.

4 часа

4 часа

Находить информацию о
литературном музее г.
Краснодара – сокровищнице
старинных духовных и
исторических книг.
СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания
методического объединения учителей
начальных классов
от «31» августа 2023 г. № 1
_____________ Кулакова С.В.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».