МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 26 ИМЕНИ МАКОВОГО Н.Н. Подписано цифровой подписью: МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 26 ИМЕНИ МАКОВОГО Н.Н. Дата: 2024.02.06 14:51:00 +03'00' УТВЕРЖДЕНО Директор МБОУ СОШ № 26 им. Макового Н.Н. Приказ № 199 от 31.08.2023 Положение о внутренней системе оценки качества образования в МБОУ СОШ № 26 им. Макового Н.Н. 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 1.1. Настоящее положение о внутренней системе оценки качества образования (далее – ВСОКО) в МБОУ СОШ № 26 им. Макового Н.Н. (далее – Положение): устанавливает структуру ВСОКО и ее основные направления; • регулирует порядок организации и проведения контрольно-оценочных процедур; • закрепляет критерии и формы оценки по различным направлениям; • определяет состав мониторингов; • устанавливает взаимосвязь ВСОКО и ВШК; • учитывает федеральные требования к процедуре самообследования образовательной организации. 1.2. В Положении учтена действующая в РФ система федерального государственного контроля качества образования, подходы к независимой системе оценки качества образования, национальные исследования качества образования и международные сопоставительные исследования качества образования. • 1.3. Положение разработано в соответствии: • • • • • с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; государственной программой Российской Федерации «Развитие образования», утвержденной постановлением Правительства от 26.12.2017 № 1642; Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденным приказом Минпросвещения от 22.03.2021 № 115; ФГОС начального общего образования, утвержденным приказом Минпросвещения от 31.05.2021 № 286; ФГОС основного общего образования, утвержденным приказом Минпросвещения от 31.05.2021 № 287; ФГОС начального общего образования, утвержденным приказом Минобрнауки от 06.10.2009 № 373; • ФГОС основного общего образования, утвержденным приказом Минобрнауки от 17.12.2010 № 1897; • ФГОС среднего общего образования, утвержденным приказом Минобрнауки от 17.05.2012 № 413; • Порядком проведения самообследования в образовательной организации, утвержденным приказом Минобрнауки от 14.06.2013 № 462; • приказом Минобрнауки от 10.12.2013 № 1324 «Об утверждении показателей деятельности образовательной организации, подлежащей самообследованию»; • СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденными постановлением главного санитарного врача от 28.09.2020 № 28; • СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденными постановлением главного санитарного врача от 28.01.2021 № 2; • уставом МБОУ СОШ № 26 им. Макового Н.Н.; • локальными нормативными актами МБОУ СОШ № 26 им. Макового Н.Н. 1.4. В Положении использованы следующие понятия и аббревиатуры: • • • • • внутренняя система оценки качества образования (ВСОКО) – функциональное единство локальных регуляторов, процедур и методов оценки, обеспечивающих получение своевременной, полной и объективной информации о соответствии образовательной деятельности МБОУ СОШ № 26 им. Макового Н.Н. требованиям ФГОС и потребностям участников образовательных отношений; внутришкольный контроль (ВШК) – административный ресурс управления качеством образования, вспомогательный инструмент для организации функционирования ВСОКО, аккумулирующий ее процедуры; качество образования – комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия ФГОС, образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы (п. 29 ст. 2 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ); независимая оценка качества образования (НОКО) – регламентируемый на федеральном уровне инструмент внешней оценки качества образования, осуществляемой официально уполномоченным оператором; • • • • • • • • • • • основная образовательная программа (ООП) – комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий, структура которых задана требованиями ФГОС общего образования; оценка – установление соответствия; диагностика – контрольный замер, срез; мониторинг – протяженное во времени системное наблюдение за управляемым объектом, которое предполагает фиксацию состояния наблюдаемого объекта на «входе» и «выходе» периода мониторинга; мониторинг обеспечивается оценочно-диагностическим инструментарием и имеет заданную траекторию анализа показателей наблюдения; ГИА – государственная итоговая аттестация; ФПУ – федеральный перечень учебников; ИКТ – информационно-коммуникационные технологии; УУД – универсальные учебные действия; ВПР – всероссийские проверочные работы; PISA – международная программа по оценке образовательных достижений учащихся, а также общероссийское исследование качества образования по модели PISA; НИКО – национальное исследование качества образования. 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И КОМПОНЕНТЫ ВСОКО 2.1. В МБОУ СОШ № 26 им. Макового Н.Н. ВСОКО включает: локальные регуляторы: локальные нормативные акты, программнометодические документы; • должностных лиц, субъектов оценки; • направления оценки; • критерии и показатели по каждому направлению; • оценочные процедуры, формы и методы оценки; • информационно-аналитические продукты; • компьютерные программы и сервисы. 2.2. Состав должностных лиц, выполняемый ими в рамках ВСОКО функционал и сроки проведения процедур ВСОКО устанавливаются ежегодно приказами руководителя МБОУ СОШ № 26 им. Макового Н.Н. • 2.3. В рамках ВСОКО в МБОУ СОШ № 26 им. Макового Н.Н. оцениваются направления: качество образовательных результатов обучающихся; • качество реализации образовательной деятельности; • качество условий, обеспечивающих образовательную деятельность. 2.4. Оценочные мероприятия и процедуры в рамках ВСОКО проводятся в течение всего учебного года в соответствии с планом функционирования ВСОКО, который составляется ежегодно. • 2.5. Результаты функционирования ВСОКО обобщаются и фиксируются в ежегодном отчете о самообследовании МБОУ СОШ № 26 им. Макового Н.Н.. 3. ОСОБЕННОСТИ ОЦЕНКИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ 3.1. В качестве объекта оценки образовательных результатов реализации ООП МБОУ СОШ № 26 им. Макового Н.Н. по уровням общего образования, разработанных на основе ФГОС, выступают: предметные результаты обучения; • метапредметные результаты обучения; • личностные результаты; • достижения учащихся на конкурсах, соревнованиях, олимпиадах различного уровня; • удовлетворенность родителей качеством образовательных результатов. 3.2. Оценка достижения планируемых результатов освоения образовательных программ включает: • текущий поурочный контроль; • текущий диагностический контроль; • промежуточную аттестацию; • анализ результатов внешних независимых диагностик, всероссийских проверочных работ; • итоговую аттестацию по предметам, не выносимым на ГИА; • анализ результатов ГИА. 3.3. Текущий контроль и промежуточная аттестация обучающихся регулируются положением о формах, периодичности, порядке текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся. • 3.4. Оценка образовательных результатов позволяет выявить обучающихся, осваивающих учебный материал на базовом, повышенном и высоком уровнях. Уровневый подход обязателен при разработке оценочных средств по каждому тематическому разделу каждой рабочей программы предмета, курса или дисциплины учебного плана. 3.5. Отметки по результатам оценки зависят прежде всего от уровня выполненного задания. Задание базового уровня даже при условии его правильного выполнения отмечается баллом «3» и не более. Задание повышенного уровня даже при условии его правильного выполнения отмечается баллом «4» и не более. Баллом «5» отмечаются правильно выполненные задания высокого уровня сложности. 3.6. Оценочные средства с уровневым подходом разрабатываются профессиональными объединениями педагогов одновременно с составлением рабочей программы учебного предмета, курса или дисциплины учебного плана и проходят внутреннюю экспертизу методического совета МБОУ СОШ № 26 им. Макового Н.Н. Обновление оценочных средств осуществляется по мере необходимости. Обновленные оценочные средства также проходят внутреннюю экспертизу методического совета МБОУ СОШ № 26 им. Макового Н.Н. 3.7. Информация о достижении каждым обучающимся планируемых результатов освоения рабочей программы учебного предмета, курса или дисциплины учебного плана фиксируется в сводной ведомости успеваемости. 3.8. Анализ динамики образовательных результатов каждого обучающегося, начиная с 4-го класса, проводит классный руководитель и отражает это в характеристике, направляемой родителям (законным представителям) обучающихся по окончании учебного года. 3.9. Оценка достижения метапредметных результатов освоения ООП, реализуемых в МБОУ СОШ № 26 им. Макового Н.Н., проводится в соответствии с планом мониторинга метапредметных результатов по критериям, указанным в программах формирования/развития УУД по уровням общего образования. 3.10. Личностные образовательные результаты не подлежат прямой оценке, но в обязательном порядке организуется мониторинг личностного развития обучающихся. Предметом мониторинга выступает уровень сформированности образовательных результатов, зафиксированных в ООП, реализуемых в МБОУ СОШ № 26 им. Макового Н.Н. Формы мониторинга и сроки его проведения устанавливаются руководителем МБОУ СОШ № 26 им. Макового Н.Н. в приказе. 3.11. Оценка удовлетворенности родителей (законных представителей) обучающихся качеством образовательных результатов проводится в соответствии с планом функционирования ВСОКО на основании опросов и анкетирования 4. ОСОБЕННОСТИ ОЦЕНКИ РЕАЛИЗАЦИИОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 4.1. Оценке подлежат ООП, реализуемые в МБОУ СОШ № 26 им. Макового Н.Н. .Оценка ООП соответствующего уровня общего образования проводится на этапе разработки ООП на предмет соответствия требованиям ФГОС общего образования и ежегодно в августе – на предмет актуальности ООП. Критерии оценки: • • • соответствие структуры ООП уровней общего образования требованиям ФГОС; соответствие рабочих программ содержательного раздела локальным требованиям к оценочным модулям рабочих программ; соответствие формируемой части учебного плана запросам участников образовательных отношений. 4.2. Оценка дополнительных общеобразовательных программ проводится только на этапе их внесения в школьный реестр дополнительных общеобразовательных программ по параметрам: соответствие тематики программы запросу потребителей; • наличие документов, подтверждающих этот запрос; • соответствие содержания программы заявленному направлению дополнительного образования; • соответствие структуры и содержания программы региональным требованиям (при их наличии); • наличие в программе описанных форм и методов оценки планируемых результатов освоения программы обучающимися. 4.3. Оценка ООП в процессе их реализации проводится одновременно с оценкой реализации дополнительных общеобразовательных программ, мониторингом качества преподавания и оценкой удовлетворенности обучающихся и их родителей (законных представителей) реализацией образовательной деятельности. • 4.4. Оценка удовлетворенности обучающихся и их родителей (законных представителей) реализацией образовательной деятельности проводится в соответствии с планом функционирования ВСОКО на основании опросов и анкетирования. Критерии оценки: • • • степень удовлетворенности качеством преподавания предметов; степень удовлетворенности внеурочной деятельностью; степень удовлетворенности услугами дополнительного образования. 5. ОСОБЕННОСТИ ОЦЕНКИ УСЛОВИЙ,ОБЕСПЕЧИВАЮЩИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 5.1. Структура оценки условий, обеспечивающих образовательную деятельность в МБОУ СОШ № 26 им. Макового Н.Н. разрабатывается на основе требований ФГОС к кадровым, финансовым, психологопедагогическим, материально-техническим и информационно-методическим условиям. 5.2. Оценка условий, обеспечивающих образовательную деятельность в МБОУ СОШ № 26 им. Макового Н.Н., проводится в течение учебного года согласно плану функционирования ВСОКО. Оценка условий, обеспечивающих образовательную деятельность, предусматривает проведение контроля состояния условий на основе критериев, указанных в приложении 1. 5.3. Помимо обязательной оценки качества условий, проводится оценка условий реализации текущих проектов региона, в которых участвует МБОУ СОШ № 26 им. Макового Н.Н. 5.4. Оценка удовлетворенности обучающихся и их родителей (законных представителей) условиями, обеспечивающими образовательную деятельность, проводится в соответствии с планом функционирования ВСОКО на основании опросов и анкетирования по вопросам качества работы педагогического коллектива и взаимодействия семьи и МБОУ СОШ № 26 им. Макового Н.Н. 6. МОНИТОРИНГ В РАМКАХ ВСОКО 6.1. Цель мониторинга – путем сбора, обобщения и анализа информации определить состояние объекта наблюдения, определить его направления развития в соответствии с требованиями ФГОС уровней общего образования и принять объективные управленческие решения по результатам наблюдения, направленные на повышение качества объекта. 6.2. Формы, направления, процедуры проведения и технологии мониторинга определяются приказом руководителя МБОУ СОШ № 26 им. Макового Н.Н. 6.3. В рамках ВСОКО в МБОУ СОШ № 26 им. Макового Н.Н. проводятся мониторинги: предметных результатов обучающихся; • метапредметных результатов обучающихся; • личностных результатов обучающихся; • адаптации обучающихся 1-х, 5-х, 10-х классов; • здоровья обучающихся; • качества преподавания учебных предметов. 6.4. По инициативе участников образовательных отношений и (или) в рамках программы развития МБОУ СОШ № 26 им. Макового Н.Н. могут разрабатываться и проводиться иные мониторинги. Перечень текущих и новых мониторингов фиксируется приказом руководителя МБОУ СОШ № 26 им. Макового Н.Н. • 6.5. Мероприятия, проводимые в рамках мониторингов, и сроки их проведения определяются в планах мониторингов, которые составляются на учебный год. Периодичность подведения промежуточных и итоговых результатов, а также формы отчетности по каждому мониторингу определяются в плане функционирования ВСОКО. 7. ВЗАИМОСВЯЗЬ ВСОКО И ВШК 7.1. ВШК подчинен ВСОКО и осуществляется в пределах направлений ВСОКО. ВШК конкретизирует и поэтапно отслеживает реализацию содержания ВСОКО. 7.2. ВШК проводится в течение всего учебного года в соответствии с планом ВШК, который составляется ежегодно. 7.3. ВШК проводится в отношении эффективности педагогической системы школы и организации образовательного процесса в ходе реализации образовательных программ. 7.4. Результаты ВШК фиксируются в справках, которые могут использоваться при подведении итогов ВСОКО, в отчете о самообследовании, публичном докладе МБОУ СОШ № 26 им. Макового Н.Н. 7.5. Должностные лица одновременно могут выступать субъектами ВСОКО и субъектами ВШК. 8. ДОКУМЕНТЫ ВСОКО 8.1. В рамках ВСОКО ответственные лица готовят справки по результатам оценочных мероприятий, аналитические записки в случае внепланового контроля по одному из направлений ВСОКО и сводные аналитические справки по итогам мониторингов. 8.2. Состав конкретных документов ВСОКО ежегодно обновляется и утверждается приказом руководителя МБОУ СОШ № 26 им. Макового Н.Н. 9. ОЦЕНКА УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ 9.1. Оценка удовлетворенности участников образовательных отношений качеством образования предусматривает: внутриорганизационные опросы и анкетирование; • учет показателей НОКО. 9.2. Внутриорганизационные опросы и анкетирование проводятся: • на этапе разработки ООП – с целью определения части ООП, формируемой участниками образовательных отношений; • ежегодно в конце учебного года – с целью выявления динамики спроса на те или иные программы; • по графику процедур оператора НОКО. 9.3. Администрация школы обеспечивает участие не менее 50 процентов родителей (законных представителей) в опросах НОКО. • Приложение 1 к положению о внутренней системе оценки качества образования от 31.08.2023 Критерии оценки условий, обеспечивающих образовательную деятельность Контроль состояния условий Группа условий Кадровые условия Критерии оценки Единица Показат Планируе Факт мый выполне измерения ель на старте показател ния ь Численность/уде льный вес численности педагогических работников, имеющих высшее образование, в общей численности педагогических работников Чел./% Численность/уде льный вес численности педагогических работников, имеющих высшее образование педагогической направленности Чел./% Группа условий Критерии Единица оценки измерения (профиля), в общей численности педагогических работников Численность/уде льный вес численности педагогических работников, которым по результатам аттестации присвоена квалификационн ая категория, в общей численности педагогических работников, в том числе: – первая; – высшая Чел./% Численность/уде льный вес численности педагогических работников в общей численности педагогических работников, педагогический стаж работы которых составляет: – до 5 лет; – свыше 30 лет Чел./% Численность/уде Контроль состояния условий Группа условий Критерии Единица оценки измерения льный вес Чел./% численности педагогических и административн охозяйственных работников, прошедших за последние три года повышение квалификации по профилю профессиональн ой деятельности и (или) иной осуществляемой в образовательной организации деятельности, в общей численности педагогических и административн охозяйственных работников Численность/уде льный вес численности педагогических и административн охозяйственных работников, имеющих профессиональн ую Чел./% Контроль состояния условий Группа условий Критерии Единица оценки измерения переподготовку по профилю/направ лению профессиональн ой деятельности или иной осуществляемой в образовательной организации деятельности, в общей численности педагогических и административн охозяйственных работников Численность/уде льный вес численности педагогических работников, своевременно прошедших повышение квалификации по осуществлению образовательной деятельности в условиях ФГОС общего образования, в общей численности педагогических и административн Чел./% Контроль состояния условий Группа условий Критерии оценки Единица измерения охозяйственных работников Численность/уде льный вес численности педагогических работников, охваченных непрерывным профессиональн ым образованием: –тренинги, обучающие семинары, стажировки; – вне программ повышения квалификации Чел./% Численность/уде льный вес численности педагогических работников, реализовавших методические проекты под руководством ученых или научнопедагогических работников партнерских организаций Чел./% Численность/уде льный вес численности педагогических Чел./% Контроль состояния условий Группа условий Критерии Единица оценки измерения работников, являющихся победителями или призерами конкурса «Учитель года» Численность/уде льный вес численности педагогических работников, являющихся победителями или призерами региональных конкурсов профессиональн ого мастерства Чел./% Численность/уде льный вес численности педагогических работников, имеющих публикации в профессиональн ых изданиях на региональном или федеральном уровнях Чел./% Численность/уде льный вес численности педагогических работников, ведущих личную страничку на Чел./% Контроль состояния условий Группа условий Критерии оценки сайте школы Количество педагоговпсихологов штатном расписании Единица измерения в Количество педагоговпсихологов по совместительств у Количество социальных педагогов Чел. Чел. Чел. Доля педагогических с Психолого- работников педагогичес вмененным функционалом кие тьютора в условия общем количестве педагогических работников Чел./% Доля мероприятий, курируемых педагогомпсихологом, в программе воспитания Ед./% Доля мероприятий, курируемых педагогомпсихологом, в программе Ед./% Контроль состояния условий Группа условий Критерии Единица оценки измерения формирования и развития УУД Доля курсов внеурочной деятельности, разработанных при участии (соавторстве) педагогапсихолога, в общем объеме курсов внеурочной деятельности в плане внеурочной деятельности Количество дополнительных образовательны х программ на базе школы, разработанных при участии (соавторстве) педагогапсихолога Ед./% Ед. Наличие оборудованного помещения, приспособленно го для Имеется/не индивидуальны имеется х консультаций с обучающимися, родителями Наличие оборудованных Имеется/не имеется Контроль состояния условий Группа условий Критерии Единица оценки измерения образовательны х пространств для психологическо й разгрузки; рекреационных зон Количество компьютеров в расчете на одного учащегося Ед. Оснащенность учебных кабинетов (в соответствии с ФГОС/федераль ными или региональными требованиями) Ед./% Материальн оНаличие технические читального зала условия библиотеки, в том числе: – с обеспечением возможности работы на стационарных компьютерах или использования переносных компьютеров; – с медиатекой; – оснащенного средствами сканирования и Да/нет Контроль состояния условий Группа условий Критерии Единица оценки измерения распознавания текстов; – с выходом в интернет с компьютеров, расположенных в помещении библиотеки; – с возможностью размножения печатных бумажных материалов Численность/уде льный вес численности учащихся, которым обеспечена возможность пользоваться широкополосны м интернетом (не менее 2 Мб/с), в общей численности учащихся Чел./% Общая площадь помещений, в которых осуществляется образовательная деятельность, в расчете на одного учащегося Кв. м УчебноКоличество методическ экземпляров Ед./% Контроль состояния условий Группа условий ое и информацио нное обеспечение Критерии Единица оценки измерения учебной и учебнометодической литературы в общем количестве единиц хранения библиотечного фонда, состоящих на учете, в расчете на одного учащегося Количество экземпляров справочной литературы в общем количестве единиц хранения библиотечного фонда, состоящих на учете, в расчете на одного учащегося Ед. Количество экземпляров научнопопулярной литературы в общем количестве единиц хранения библиотечного Ед. Контроль состояния условий Группа условий Критерии Единица оценки измерения фонда, состоящих на учете, в расчете на одного учащегося Соответствие используемых Соответству учебников и ет/не учебных соответству пособий ет федеральному перечню Наличие общедоступного аннотированног о перечня информационны Да/нет х образовательны х ресурсов интернета Количество единиц электронных образовательны х ресурсов, используемых при реализации рабочих программ по предметам учебного плана Ед. Количество единиц цифровых программных продуктов, используемых Ед. Контроль состояния условий Группа условий Критерии Единица оценки измерения при реализации плана внеурочной деятельности Количество единиц цифровых программных продуктов, используемых для обеспечения проектной деятельности обучающихся Ед. Соответствие содержания сайта требованиям статьи 29 Федерального закона № 273ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» Соответству ет/не соответству ет Контроль состояния условий